Разработки занятий по рисованию

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Разработки занятий по рисованию

Сообщение автор Оляпка в Ср 17 Дек - 21:25

НЕ мои, из книги Лопатиной и Скрецовой "Краски рассказывают сказки".
СОЛНЕЧНАЯ КРАСКА
М.Скребцова
Однажды утром девочка выглянула из окна и ахнула: небо было ослепительно голубым, будто его кто-то выкрасил волшебной краской.
Побежала девочка к маме и спрашивает:
— Мама, кто небо так красиво раскрасил?
— Это сделало солнышко своей золотистой кисточкой. Ночью шел дождик, но рано утром, пока ты еще спала, разогнало солнышко тучки, и стало небо голубым.
— Значит, без солнышка небо не может быть голубым?
— Конечно, не может. У солнышка за тучкой в золотом ведерке большие запасы голубой солнечной краски. Как накопится ее слишком много, выливается она через край и закрашивает тучку.
— Как бы я хотела, чтобы и на меня солнышко голубой солнечной краской капнуло!
Засмеялась мама и говорит:
— Однажды две голубые солнечные капельки уже попали в твои глазки, и стали они тогда голубыми-голубыми, как маленькие небесные осколочки.

Подумаем, порисуем, поиграем:
• Какие еще краски у солнышка за тучкой хранятся, и что оно этими красками раскрашивает?
• Что еще на земле солнечным цветом окрашено?
• Что изменится в разных красках, если они станут солнечными?
• Расскажите о каком-либо эпизоде из своей жизни, когда вам было грустно, а солнечный луч развеселил вас.

Игра «Кому нужен желтый цвет»
Дети встают в круг. Один человек — солнечный луч. Он выходит за дверь. Педагог раздает остальным детям карточки с разными предметами. Среди карточек есть три-четыре предмета, которым желтый цвет нужнее всего. Затем солнечный лучик входит и дотрагивается до кого-либо из детей. Тот, до кого дотронулись, показывает свой предмет, не называя его. Солнечный лучик должен решить, нужна ли ему желтая краска. Задача солнечного луча — как можно быстрее найти все предметы, которым нужна желтая краска.

Рисунок «Когда солнышко смеется»
Обсудите с детьми, когда солнышко смеется, плачет, улыбается, мечтает. Дети делятся на группы. Каждая группа на большом листе ватмана рисует желтым цветом и его оттенками портрет солнышка. По рисункам друг друга дети отгадывают, в каком настроении находится то или иное солнышко.

Задание на дом
Дети должны расспросить своих родных, какие украшения желтого цвета им нравятся, и почему. Затем дети должны нарисовать портрет своего близкого в этом украшении. Сделайте выставку портретов. Попросите детей рассказать, когда их близкие носят украшения, и что они для них значат.
:::
avatar
Оляпка
Участник форума
Участник форума

Женщина
Количество сообщений : 31
Возраст : 39
Географическое положение : Усолье
Настроение : Радуюсь жизни!
Дата регистрации : 2008-11-15

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Разработки занятий по рисованию

Сообщение автор Оляпка в Ср 17 Дек - 21:25

ПОГРУЖЕНИЕ В НАТЮРМОРТ

Творческое задание «Смотри внимательно»

В течение десяти секунд педагог показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети рассматривают этот же натюрморт в течение пяти минут. Во время второго просмотра педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображенные на натюрморте, разговаривают с ними и пользуются ими.

Вместе с педагогом дети обсуждают, как они воспринимали натюрморт во время первого и во время второго просмотров.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

- Что натюрморт может рассказать о характере художника?
- Если бы вам надо было нарисовать натюрморт для мамы (папы, бабушки, дедушки), что вы на нем изобразили бы?
- Может ли натюрморт быть интереснее портрета или пейзажа? Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы его невозможно было забыть?
- Какой натюрморт вы написали бы для человека, который тяжело болен?

Прочитайте рассказ:

ЦЕЛЕБНЫЙ НАТЮРМОРТ
А.Лопатина
Старенький автобус, тяжело буксуя по заснеженной дороге, въехал в город. На автобусе привезли детей, спасенных из блокады. Эти дети не бегали, не шалили и не смеялись. Многие из них даже ходили с трудом, как старички. Под детский дом отдали часть больницы. Тем более, что спасенным детям в первую очередь требовался медицинский уход.

В маленьком городке почти не ощущалось войны. Конечно, хлеба не хватало, но картошку и капусту выращивали все. Поэтому к больнице потянулись люди. Кто вез на санках мешок картошки, кто нес ведерко соленых грибов, кто пучки целебной травы для чая. Ребятишки понемногу начали поправляться.

Однажды в больницу зашел старичок, директор местного музея, и сказал:
— Хочу тоже ребятишкам вашим помочь.

Медсестра засмеялась:
— Да у вас и своего огорода никогда не было, сами впроголодь живете, чем же вы нам поможете!?

— Это верно, — ответил старичок, — огород завести не было у меня времени. Всю свою жизнь провел в музее, картины собирал. Но знаете, картины иногда бывают нужнее хлеба.

— Не думаю, — хмыкнула в ответ медсестра. Однако главный врач больницы был другого мнения, и вскоре вереница закутанных ребятишек потянулась за старичком к музею. Только самая маленькая пятилетняя Анечка осталась в больнице, потому что она не вставала с постели.

В музее было так холодно, что дети не стали раздеваться. Старичок-директор подвел их к портрету знаменитого ученого и увлеченно стал рассказывать, как этот известный всему миру человек подарил музею свой портрет. Вдруг он заметил, как один мальчик что-то шепнул другому, и оба они исчезли. Потом еще несколько человек тихонечко вышли из комнаты. Когда директор закончил свой рассказ, у портрета осталось только несколько ребятишек.

— Не до картин сейчас детям, — вздохнул директор.

Каково же было его удивление, когда он увидел, что в соседнем зале все дети сгрудились перед большим натюрмортом, на котором была запечатлена ваза с фруктами. Дети не отрывали от натюрморта горящих глаз.

— Почему зеленые ягодки светятся? — тихо спросил маленький мальчик.

— Это виноград, и ягодки его светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают, — шепотом объяснила девочка постарше.

— Вот бы нашей Анечке таких, она бы сразу встала с кровати, — мечтательно протянул малыш.

— Молчи, не мешай смотреть, — одернули его другие ребята.

Дети еще минут десять постояли перед натюрмортом, а потом сразу стали прощаться.

Через час директор музея с большим пакетом в руках зашел в комнату больницы, где стояли кровати ребятишек. Все они сгрудились возле постели Анечки и оживленно разговаривали:
— А виноград от солнца слаще меда!

— Знаете, а груши от солнца желтые. Я их пробовал до войны. Ужас, какие сладкие.

Врач, увидев старичка директора, с благодарностью сказал:
— Спасибо огромное, наших ребятишек не узнать сегодня. Раскраснелись, разговорились, вы просто волшебник.

— Я вот картину принес, помогите повесить. Конечно, не положено. Да ведь нельзя ребятишкам без фруктов, — ответил директор музея.

Огромный натюрморт повесили на самом видном месте. На следующее утро врач зашел в комнату к детям и увидел, что Анечка вместе с маленьким мальчиком стоит перед картиной и говорит:
— Я опять лимон выбираю.

— Выбери лучше сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый. Ты же его уже вчера съела, — уговаривал ее малыш.

— Ну и что же, что кислый, зато самый полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела, и видишь, у меня ножки крепче стали. Я теперь ходить могу. Поэтому я снова лимон выбираю...

Врач тихонько закрыл дверь и подумал:
«Хорошо бы во всех больницах висели картины».
:::

Вопросы и задания к рассказу:

• Представьте, что вам заказали написать натюрморт для детской больницы. Что бы вы на нем изобразили?
• Опишите натюрморт из рассказа: как выглядела ваза, где она стояла, какие на ней были фрукты.
• Есть ли у вас дома какая-либо картина, которая помогает вам в трудную минуту? Расскажите о ней.
Сценка «Картина и реальность»
Дети делятся на пары и получают карточку с названием какого-либо предмета. Один человек из пары — нарисованный на натюрморте предмет, другой — тот же предмет, но реальный. В сценке-диалоге дети от имени нарисованного и реального предметов рассказывают о своей жизни.

Игра «Угадай натюрморт»
Дети делятся на группы. Педагог берет репродукцию натюрморта, на котором изображено не менее пяти предметов. Не показывая репродукции детям, он называет три предмета. Дети должны на листочках написать, какие еще предметы, по их мнению, изображены на натюрморте. Педагог собирает листочки и зачитывает их. За каждый угаданный предмет, группа получает очко. Игра повторяется несколько раз. Побеждает группа, получившая больше всего очков.

Письменная работа
Предложите детям описать композицию натюрморта, на котором были бы одновременно изображены предметы из мира минералов, растений, животных и человека. Затем дети должны написать о том, как логически связаны между собой предметы, из которых они составили натюрморт.

Игра «Живой натюрморт»
Повесьте на доске несколько репродукций натюрмортов. Поделите детей на группы. Каждая группа выбирает какой-либо один натюрморт и изображает его мимикой и жестами.

Предупредите детей, что они могут поменяться одеждой; взять что-либо в руки, чтобы иметь больше сходства с изображаемыми предметами. Остальные угадывают, какой натюрморт изображает та или иная группа.

Рисунок «Составляем натюрморт»
Попросите детей принести из дома какие-либо необычные вещи: компас, раковину, старинную кружку и т.д. Поделите детей на группы по четыре-пять человек. раскладывают свои предметы. Дети должны разложить на столе свои предметы и подумать, какие из них лучше всего сочетаются друг с другом по форме, цветовой гамме и характеру. Затем дети придумывают, о чем их предметы могут рассказать людям и рисуют натюрморт из этих предметов.

Задание на дом
Нарисуйте дома натюрморт из своих любимых предметов, не подписывая его.

Работа по домашнему заданию
Из работ детей делается выставка. Дети по натюрмортам друг друга рассказывают о характере автора того или иного рисунка; а затем авторы называют себя.
avatar
Оляпка
Участник форума
Участник форума

Женщина
Количество сообщений : 31
Возраст : 39
Географическое положение : Усолье
Настроение : Радуюсь жизни!
Дата регистрации : 2008-11-15

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Разработки занятий по рисованию

Сообщение автор Оляпка в Ср 17 Дек - 21:28

ТРИ БРАТЦА
М. Скребцова
Жили-были на свете три цвета: черный, белый и красный.
Как-то говорит черный цвет белому:
— Мы с тобой цвета-братья. От нас оттенки серого цвета на земле появляются.
— Ничего общего у нас нет, — не согласился белый. Я под небесами на пушистых белых облаках летаю, а ты в землю зарываешься. Если смешать белый цвет с красным, получится нежно-розовый. Если черный с красным смешать, цвет станет грязным. Так что, черный, ты мне не брат.
Расстроился черный цвет, чуть не плачет.
— Не плачь, — стал успокаивать его красный. Я с белым цветом не согласен. Если нарисовать на красном черные горошинки, получится красивый узор. К тому же, если смешать черный и красный, можно получить коричневый.
Пока добрый красный цвет с черным разговаривал, прибежала к краскам мышка и просит их:
— Шерстка моя поблекла. Выкрасите ее, пожалуйста, свежей серой краской.
Пришлось белому цвету с черным смешаться, чтобы серое платьице мышки в порядок привести.
Вслед за мышкой прилетела к краскам тучка и просит:
— Порвал солнечный лучик мою серую накидку. Стыдно мне с дыркой над землей летать. Закрасьте ее, пожалуйста, свежей серой краской.
Снова пришлось черному цвету с белым смешаться, чтобы накидку тучкину зашить.
Тут опять краски окликнули. На этот раз пришел слон выкрасить свежей серой краской свои обвислые уши.
За слоном к краскам прибежал волк – он зацепился за острый сук и ободрал свою шкуру. Целый день белый с черным работали – и под конец помирились.
— Мы цвета-братья, нам ссориться нельзя, — сказал мудрый красный цвет и попросил черный цвет вывести на красной спинке божьей коровки круглые черные горошинки.

Подумаем, порисуем, поиграем:
• Какой цвет кажется вам более важным: черный, белый или красный, и почему?
• Что произошло бы, если бы черный цвет не помирился с белым?
• Кому еще на земле и чем могут помочь черный, красный и белый цвета?
• Нарисуйте предмет или существо, в которых одновременно встречаются красный, черный и белый цвета.
• Нарисуйте три открытки в подарок красному, черному и белому цветам.
• Дети встают в круг и в течение нескольких минут внимательно смотрят друг на друга. Затем выбирается ведущий. Ему завязывают глаза. Ведущий дотрагивается до кого-либо в круге, и этот человек называет себя. Ведущий должен рассказать о цветах одежды этого человека.
avatar
Оляпка
Участник форума
Участник форума

Женщина
Количество сообщений : 31
Возраст : 39
Географическое положение : Усолье
Настроение : Радуюсь жизни!
Дата регистрации : 2008-11-15

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Разработки занятий по рисованию

Сообщение автор Оляпка в Ср 17 Дек - 21:30

Голубое платье

Проснулось утром небо и оделось в ослепительно голубое платье, прошитое золотыми солнечными лучами, а потом подумало: «Уже третий день, я ношу один и тот же наряд, и люди перестали обращать на меня внимания. Надо позвать портного, чтобы он сшил мне новую красивую одежду».
Портной-ветер услышал мысли неба и тут же укутал его белой облачной накидкой. Небо заметило, что люди стали чаще поглядывать вверх, и сказало портному: «Спасибо ветер, людям нравится моя пушистая накидка, но сшей мне еще новую элегантную юбочку».
Ветер принялся за работу, и вскоре на небе появилась большая серая туча с длинными серебряными нитями дождя, но люди вместо того, чтобы полюбоваться новым небесным нарядом, спрятались под зонтиками.
«Темно-серый цвет не нравиться людям, сшей мне, пожалуйста более эффектный наряд, ветер», - попросило небо.
Ветер согласно тряхнул облаками и закрыл небо темно-фиолетовыми тучами с золотыми молниями.
К удивлению неба люди, увидев новый небесный наряд, спрятались в своих домах.
«Раз так, не буду больше наряжаться для людей, - расстроилось небо и снова надело свое старое ослепительно-голубое платье с золотыми лучами.
Люди тут же выбежали на улицу. «Какое чистое прекрасное, бездонное небо»! - радостно восклицали они.
«Странные люди, - снова подумало небо. – Я целый день наряжалось, а они не замечали! Но стоило мне надеть свое старое голубое платье, как все начали им восхищаться».

Подумаем, порисуем, поиграем:
• Почему небу сначала не понравился свой голубой наряд?
• Какой наряд неба вам нравится больше всего?
• Как вы думаете, какие наряды больше всего к лицу морю, озеру, ручейку?

Придумайте и запишите волшебный способ изготовления синего цвета из природных материалов.
Дети делятся на группы по три человека. Каждая группа получает три цвета: синий и еще два других. Цвета у разных групп не повторяются. На листе ватмана дети рисуют море или небо, используя только свои цвета. Затем вместе с педагогом дети обсуждают, в каких рисунках краски дружат и подчеркивают красоту неба или моря, а в каких — нет, и почему.
Нарисуйте синюю птицу или синего зверя и придумайте о них сказку. Из работ детей делается альбом: «Синяя сказка».

Подумаем, порисуем, поиграем:
• Почему небу сначала не понравился свой голубой наряд?
• Какой наряд неба вам нравится больше всего?
• Как вы думаете, какие наряды больше всего к лицу морю, озеру, ручейку?
• Придумайте волшебный способ изготовления синего цвета из природных материалов.
• Дети делятся на группы по три человека. Каждая группа получает три цвета: синий и
• еще два других. На листах ватмана дети рисуют море или небо, используя только свои
• цвета. Затем вместе с педагогом дети обсуждают, в каких рисунках краски дружат и
• подчеркивают красоту неба или моря, а в каких - нет, и почему.
• Нарисуйте синюю птицу или синего зверя и придумайте о них сказку.
avatar
Оляпка
Участник форума
Участник форума

Женщина
Количество сообщений : 31
Возраст : 39
Географическое положение : Усолье
Настроение : Радуюсь жизни!
Дата регистрации : 2008-11-15

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Разработки занятий по рисованию

Сообщение автор Оляпка в Ср 17 Дек - 21:31

Прочитайте легенду:

ПАМЯТНИК ЖЕЛЕЗНОМУ ТИМУРУ
(По картине В. Верещагина «Апофеоз войны»)
А.Лопатина
Мужчины не плачут, но по смуглому лицу Юсупа катились слезы. Черепа пустыми глазницами смотрели, как скребет он пальцами выжженную желтую землю и изрыгает проклятия жестокому хромому Тимуру.

Всего три года не было Юсупа дома, и вот он вернулся. Когда ему сказали, что Тимур приказал сравнять его родной город с землей, Юсуп сначала не поверил, хотя и знал, как беспощаден завоеватель с непокорными.

«Может быть, хоть кто-то из нашего рода жив», — думал юноша. Даже теперь, когда глаза его видели, сердце все равно отказывалось верить. Как может цветущий город с фруктовыми садами и колодцами превратиться в выжженную пустыню с сухими деревцами, а все население — в гору черепов?

Зачем только отец послал его учиться?! «Иди сын, учись, — сказал он на прощание. — Детей у меня много, старшие дело мое продолжат. В Самарканде и Бухаре ученые теперь в почете. Учись, и будешь великим человеком при правителе».

«Где ты теперь, отец»?!— Юсуп схватил камень и запустил им в черного ворона, который уселся на череп прямо перед ним. Ворон, злобно каркая, взлетел, и за ним поднялась в воздух вся стая.

«Где ты теперь, отец»?! — среди выбеленных солнцем черепов невозможно было найти ни отца, ни братьев, и грудь Юсупа разрывалась от боли...

Расшитый золотом шатер Тимура поставили на зеленом лугу. Был он мрачнее тучи и никого не хотел видеть. Все, что может пожелать человек, было у жестокого хромца: немеренные земли, несметные богатства, прекрасные дворцы, только покоя не было. Кроме войны ничего его не радовало, вот и задумал он великий поход на Русь. Ни страха, ни пощады, ни сомнений не знал хромой завоеватель. Армии и города сметал на своем пути, а тут остановил его какой-то жалкий нищий отшельник. Вот уже два дня стоит шатер на зеленом лугу, и топчется в недоумении армия.

Здесь, на лугу, собирал отшельник какую-то траву; и Тимур на горячем коне, окруженный свитой и телохранителями, чуть не растоптал старика на полном скаку. Однако тот приподнялся и тихо произнес:
«Нет пути, когда конь спотыкается», — и тут же исчез, как будто не было его.

Один только Тимур услышал слова отшельника. Он хотел крикнуть, чтоб схватили смутьяна, но в эту минуту прекрасный конь его вдруг споткнулся о череп с пустыми глазницами, спрятавшийся в траве. Черная мгла застлала глаза правителя, и он спешился.

Никогда не знал Тимур страха, даже когда били его в юности смертным боем за украденных коней. Никогда его конь не спотыкался, даже когда в молодости был Тимур атаманом разбойников, и только быстрые кони спасали их от расправы.

А теперь многотысячное войско стоит в нетерпении. За рекой русский городок Елец затворил ворота, спрятался за стенами. Да разве стены и ворота остановят такую силу? Ждут воины сигнала для атаки, грабежа да разгула, но нет сигнала.

Ведь не старый же череп, в самом деле, остановил завоевателя, его и горы черепов не останавливали!

Никому Тимур не поведал свое видение в ночь первую после встречи с отшельником: для услады тела приказал он позвать к себе красавицу, но в шатер вошла не она, а грозная ослепительная женщина. Голова ее упиралась в небеса, а глаза горели как две звезды. Лишь одно слово слетело с уст ее — «Уходи», и все тело Тимура сковало словно льдом. Он очнулся от сна, и впервые в жизни страх объял его.

Наконец, позвал Тимур начальника караула и, не разжимая губ, прошипел: «Где старец»?

Распростерся начальник караула, не чая в живых остаться, и быстро заговорил:
— Не старец он вовсе, просто волосами оброс. Из наших земель, Юсуп его имя. Живет в пещере, предсказывает да травой лечит. Сейчас в церкви сидит, тут неподалеку, вмиг притащим!

Правитель жестом остановил начальника караула и вышел из шатра. Рядом с лугом белела на холме маленькая церквушка. Вскочил Тимур на коня и в один миг был возле церкви. Прихрамывая, вошел он в полумрак и увидел отшельника возле иконы Божьей Матери. Тимур взглянул на икону, и снова ледяной холод сковал его члены. С иконы смотрела та самая женщина, что приходила к нему во сне.

— Кто ты? — шепотом спросил Тимур.
— Отшельник, Юсуп, — ответил худой человек в рваном халате. — Бежал я, правитель, из земли родной от ужаса, что сеешь вокруг себя. Целыми днями молюсь я Богу, чтобы Он остановил тебя, но снова несешь ты с войском своим погибель.

Любой другой за дерзость такую в секунду лишился бы головы, но правитель выслушал отшельника и ответил ему как равному:
— Я не разрушаю, я строю. Разве не слышал ты о прекрасных городах, мечетях и дворцах моих? Разве не славятся Самарканд и Бухара — мои жемчужины — своими учеными, поэтами и музыкантами. Они останутся памятником мне на века.

— Горы черепов и выжженная пустыня, — вот что будет памятником тебе, правитель, — ответил отшельник.

Рука Тимура дернулась, чтобы выхватить меч, но снова ледяной холод сковал его.

Великий завоеватель повернулся и вышел, не сказав больше ни слова. На следующий день все его огромное войско ушло без боя.

Отшельник сказал правду. Когда много лет спустя русский художник Василий Верещагин приехал в Азию искать следы правления великого Тимура, ему показали гору черепов на выжженной земле. Под картиной Верещагин написал: «Всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего посвящается».
:::

Вопросы и задания к легенде:
• Как вы думаете, почему художник Верещагин решил написать гору черепов, а не какое-либо сражение в память о Тимуре?
• Почему потомки запомнили Тимура, как жестокого завоевателя, а не как создателя прекрасных дворцов?
• Каким должен быть правитель, чтобы потомки вспоминали о нем с благодарностью?
Сценка «Художник и историк»
Поделите детей на пары. Один человек — художник, другой — историк. Историк убеждает художника в том, что без знания истории невозможно глубоко отразить черты той или иной эпохи в своих картинах.
Игра «Исторический сюжет»
Покажите детям какую-либо репродукцию известной исторической картины. В течение минуты все смотрят на репродукцию и стараются запомнить, какими красками и что на ней изображено. Затем педагог убирает репродукцию, и спрашивает, что на картине того или иного цвета. Тот, кто ответит правильно, получает очко. Затем игра повторяется с другими репродукциями. Набравший больше всего очков, получает в подарок одну из репродукций.
Рисунок «История моей жизни»
Нарисуйте историю своей жизни в трех рисунках. На первом — нарисуйте себя во время какого-либо важного события в своей жизни несколько лет тому назад, на втором — во время какого-либо важного события в настоящее время, и на третьем — во время какого-либо события в своей жизни в будущем.
Задание на дом
Каждый выбирает какую-либо интересную для себя тему из учебника истории и рисует к этой теме иллюстрацию.
Работа по домашнему заданию
Из работ детей и текстов из учебника истории составляется книга: «Иллюстрированная история».
avatar
Оляпка
Участник форума
Участник форума

Женщина
Количество сообщений : 31
Возраст : 39
Географическое положение : Усолье
Настроение : Радуюсь жизни!
Дата регистрации : 2008-11-15

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Разработки занятий по рисованию

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения