Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Страница 3 из 3 Предыдущий  1, 2, 3

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:14

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫША

Я пытаюсь вести с вами откровенный и доверительный разговор. Именно разговор,
поэтому и возвращаюсь к обозначенным, основным, темам почти в каждом разделе.
Вот и сейчас вновь приглашаю вас к разговору об интеллектуальном развитии
ребенка.

Зададают мне как-то такой вопрос: "Как вы думаете, можно ли воспитывать своих
детей так, чтобы они были умнее своих родителей?"

Вообще, у нас часто разумность ребенка приписывают наследственности. Но чем
больше и дольше я занимался проблемой детей, тем дальше отходил от этого
мнения. Развитие интеллекта, на мой взгляд, меньше всего заложено в генах.
Академик Дубинин сказал так: "...Психические качества не закодированы в
генетической программе". У нас же принято думать: в музыкальных семьях -
обязательно дети музыканты, в спортивных - спортсмены и т.д. Но как часто
бывает, что у гениальных родителей вырастают посредственные дети.

Лена Алексеевна, как-то изучая биографии великих педагогов, открыла, что ни
их сыновья, ни их дочери не стали великими педагогами и даже просто их
учениками.

Мы долго с женой над этим думали и пришли к выводам вполне конкретным, как
сделать своих детей более интеллектуально развитыми, чем мы сами.
Руководствуясь ими, мы и растили наших детей: (*)

(*) Вполне возможно, я во многом повторюсь, но, как говорится, повторение -
мать учения".

1. Естественное вскармливание до появления первого зуба.

2. Близость (физическая) матери к ребенку. Так, африкнки носят детей за
спиной минимум два года. Проанализировав это явление, европейские врачи
пришли к выводу, что эти малыши намного превышают по уровню развития
европейских детишек этого же возраста, несмотря на то, что мамы с ними не
занимались, а просто носили за спиной.

3. Увеличение кругозора, возможность практически неограниченная в познании
мира ("не запирать" малышей в коляски и пеленки!).

4. Запуск всех рефлексов, которые заложены матерью Природой (повторяю еще
раз, хотя говорил об этом неоднократно!).

5. Легкая одежда. Влияет ли она на интеллект? Представьте, да! Так,
распашонки с зашитыми рукавчиками, на мой взгляд, вредны. Они блокируют
систему осязания: куда бы ручки малыша ни попадали, они ничего не ощущают. А
обрезанные рукавчики на распашонке и срезанные носочки на колготках
способствуют развитию системы осязания.

6. Обогащенная обстановка. Сейчас поясню, что это. В Гамбурге была защищена
диссертация "Сопоставительное исследование системы воспитания по Монтессори и
Никитиным". (Упор в ней сделан на обогащенную обстановку.) Но у нас почему-то
ни один архитектор не думает о том, как в квартире будет жить ребенок. И что
сделано здесь для детей? Такое впечатление, что во всех новых и старых домах
должны жить только бездетные родители.

Что же такое обогащенная обстановка?

Это система принципов и приспособлений: 1) использование лесенки-"встаньки"
Скрипалева; 2) свободное передвижение по квартире ребенка-"ползунка"; 3) игры
во "взрослые игрушки" - кастрюли, кружки, ложки, пластилин, карандаши и
бумаги (обязательно научите правильно держать карандаш сразу же!).

7. Свобода познания мира, снятие "традиционных" запретов. Постарайтесь забыть
выражения: "Не трогай", "Не лезь" и т.п. Не бойтесь, что малыш что-нибудь
испортит или сломает. Он познает мир и, познавая его, самостоятельно
развивается, занимает активную жизненную позицию. А как нам этого не хватает
сегодня...

8. Оборудование в квартире спорткомплекса В.С.Скрипалева по книге "Стадион в
квартире".

9. Развивающие игры. Наши развивающие игры только один из факторов
интеллектуального развития детей. Их может быть много, если вы творчески
подойдете к этому вопросу. Сейчас у нас в семье есть 17 игр и пособий.

10. Раннее знакомство с буквами и цифрами (начиная с 2-3-летнего возраста). В
программе детского сада дети должны знакомиться с буквами только в 7 лет в
подготовительной группе (12 букв).

Мы своим детям давали кубики со всеми буквами. И внукам тоже. Антон забрал их
для сына, а ему еще нет и годика.

...Был я как-то в Подольске на квартире у одного ниженера. Оленьке, его
дочери, 1,5 года. Папа принес коробку с карточками, на которых крупно
написаны все гласные. "Борис Павлович, попросите Олю дать вам любую из этих
букв". И девочка безошибочно и вразнобой все 8 букв показала. Таким образом,
грамоту ребенок, как и все, может давать с рождения, а не в 6-7 лет, как у
нас принято. Опасения, что раннее знакомство с азбукой вызовет какие-то
осложнения в развитии, безосновательны.

11. Раннее знакомство детей с инструментами и материалами, т.е. с ручным
трудом. Конечно, опасны и ножницы, и шило и т.д. Но только в том случае, если
детей не научили с ними обращаться. Своих детей мы рано познакомили с острыми
предметами.

12. Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1)
ребенку нужно все объяснить, рассказать, 2) необходимо рассказывать и
показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется
самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый
развивает лишь исполнительские способности.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЛИ НЕМНОГО ПОВТОРЕНИЙ

Стерильность. Она нужна при операциях, родах. А когда ребенок родился,
стерильность - это преступление против него и его иммунной системы.

Мы, например, поили своих грудных детей некипяченой водой. У врачей - паника.
Но мы это делали.

До чего дойдут медики, я не знаю. Мне рассказывал педиатр, работающий в
роддоме: "Мы приходим на работу и всю одежду снимаем. Надеваем все
специальное, хранящееся в роддоме. От нас еще теперь требуют, чтобы мы
принимали душ и протирались хлорамином". Это, на мой взгляд, может привести к
катастрофе. К счастью детей, еще не научились стерилизовать воздух, иначе вся
иммунная система не работала бы! Получилось бы как с экспериментальными
мышками, выросшими в стерильной обстановке: они умирают от
бактериологического шока после того, как их выпускают на волю.

Перекармливание. Толстый, перекормленный ребенок - для мам, бабушек и
рекламы. А это трагедия. Вы видели когда-нибудь ожиревших подростков в 15
лет? Не поймешь, юноша это или девушка. Это больной человек. У нас к
сожалению, пока этого не понимают. В Англии рацион питания рассчитан на то,
чтобы на тарелке ничего не оставалось. А у нас же наоборот - до отвала! И
этот "идеал" почему-то укрепился.

Грудное вскармливание. Ребенок трудится, когда сосет грудь. А если дать ему
соску, у него разовьется пассивная жизненная позиция, формирующаяся таким
образом рано.

Плавательный рефлекс. Есть такой И.Чарковский. Его теория, да и практика,
строятся на следующем. Новорожденного, как только обработана и перевязана
пуповина, сразу опускают в бассейн или ванну - он не тонет и не
захлебывается. Но если рядом стоит мама, убежденная, что он сейчас
захлебнется, не пробуйте этого делать! Мамино убеждение на ребенка страшно
действует, и он на самом деле может утонуть. Наука это сбрасывает со счетов -
воздействие матери на ребенка и ребенка на мать.

Раннее закаливание. Профессор Аршавский вывел один закон: "Адаптивные
возможности ребенка самые высокие во время новорожденности". (*)
Новорожденного, например, можно три раза окунуть в прорубь - такое купание в
ледяной воде ему не страшно. Сделав же это через месяц, ребенка можно
отправить на тот свет: адаптивные возможности уже значительно снизились.

(*) Адаптивные возможности - это способность приспособляться к окружающей
среде.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:15

Крещение. Один врач наблюдал 1,5 года крещение в деревне и записывал, кого
крестят в теплой воде, а кого в холодной, статистика у него получилась такая:
из 22 детей, крещенных в теплой воде, на первом году жизни умерло 9 человек
(41% смертности), а из 43, крещенных в холодной воде, умер 1 (2,4%
смертности). Родилась двойня: один крупный, крещен в теплой воде - умер,
второй маленький, хилый, крещен в холодной - выжил.

О вреде в перерывах в ночном кормлении. Недавно мы узнали у профессора
Аршавского, что ни одно существо на земле не делает ночного перерыва в
кормлении и не отстраняет на ночь от себя детеныша. Почему? Потому что это
противоестественно! Мы всех своих детей этому научили. Для ребенка, когда
рядом мама, все в мире хорошо. Можно спать спокойно, чувствуя ее тепло. Чего
ему волноваться? Мама рядом. Видимо, играет свою роль и биополе матери.

Вот цыпленок, потерявший квочку, бегает, пищит - для него это катастрофа, и
он не успокоится, пока не найдет маму. Также и ребенок. Не всех ведь удается
приучить спать в кроватке сразу. А вы и не мучайтесь: положите рядом - и вам
легче, и ребенок спокоен. Делать это следует до 1-1,5 лет. А все опасения
"заспать", "приспать", придавить ребенка вряд ли обоснованы.

Скелетно-мышечная система в организме новорожденного - ведущая. Что это
значит? Если вы бежите, давая нагрузку скелетно-мышечной системе, то через
некоторое время у вас начинает чаще биться сердце, участится дыхание и т.п.
Все остальные системы организма как бы тянутся за скелетно-мышечной,
запускаются, убыстряя свою деятельность.

Илья Аркадьевич Аршавский пишет: "Ведущая роль принадлежит скелетно-мышечной
системе. Все остальные - дыхательная, пищеварительная, эндокринная,
сердечно-сосудистая - развиваются коррелятивно". Что это значит? Если у
вашего ребенка хорошая скелетно-мышечная система, значит, будет хорошее
сердце, хорошее пищеварение, хорошая дыхательная система и все остальные
системы организма. Они просто вынуждены выходить на режим большего
благоприятствования из-за этой, ведущей, системы. Поэтому, когда малыш лежит
"полешком" в первые месяцы жизни, весь его организм не развивается, так как
не работает костно-мышечная система. Если вы хотите видеть своего ребенка
здоровым, - занимайтесь с ним гимнастикой с первых же дней. В нашей семье
никто ни на сердце, ни на почки, ни на что другое не жалуется. Все болезни
этих органов, да, впрочем, и других, - следстствие пресловутого лежания
"полешком".

"У семи нянек дитя без глаза". Вот здесь о чем речь - постоянно следим за
ребенком, чтобы он не попал в трудную, опасную ситуацию. Вот на плите горячий
чайник - малыш к нему тянется, мы в крик или шепотом: "Не смей, горячо!" У
нас в семье делалось так: "Алеша, чайник горячий", - предупреждаю сына, и он
тянет ручку, не чувствуя опасности, но все-таки осторожен. Все же дотронулся,
ощутил, что это такое, - сам все понял!

"Прячьте спички от детей!", "Вы, родители, в ответе, если спички взяли дети!"
Мне в этом случае хочется подойти и подписать: "Потому что нет лучшего
способа подготовить пожар". Ведь раз вы прячете спички, малыш будет их искать
и обязательно найдет. Раз запрещено, значит, очень интересно и нужно. А если
нельзя еще и зажигать, он обязательно зажжет, когда вас не будет, и пожар
обеспечен.

А что делал я? Берет трехлетняя Аня спички, предупреждаю: "Обожжешься!" Она
спичку за самый конец берет, но пока не обожглась. Огонь все ближе, ближе (я
ведь спичку-то зажег), уже подобрался к пальчикам. Малышка в крик и слезы, но
теперь есть опыт: спички - не игрушка! Можно обжечься!

Алешка потянулся к трансформатору: напряжение у меня там до 280 В и клеммы
наружу. Я говорю: "Алеша, дернет!" Но он не понимает, что такое "дернет", на
меня смотрит, а сам к трансформатору. Что делать? Хорошо, что было магнето от
трактора, я подключил его к трансформатору, железку на стул, а провода
спрятал. Только он за трансформатор, я магнето начал вращать. Магнето,
знаете, тряхнет основательно, но убить не может - напряжение высокое, а ток
слабый. Алеша в крик, бабушка меня ругать. На следующий день заходит ко мне в
мастерскую, увидел трансформатор - стороной обходит. Думаю: "Хорошо". Взял
Алеша карандаш и в розетке им ковыряет. Я ему: "А ты знаешь, что здесь тоже
дернет?" Сразу понял и в сторону.

А как быть с острыми предметами? Я уже писал раньше. Но дополню. Мы давали, и
вы давайте. Если у кого-то из ребят видели иголку в руках, говорили:
"Колется!" - и кололи пальчики, чтобы чувствительно было. То есть надо
обучать так, чтобы ребенок реально ощутил опасность. "Умные родители иногда
позволяют своим детям обжигать пальцы" - есть такая поговорка у народов
Индии. Но в противоположность ей поговорка: "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы
не плакало" - концентрация народной глупости. И это бывает.

Итак, лучший способ оградить ребенка от опасности - познакомить его с нею как
можно раньше.

Ограничение свободы в познании мира. Это, во-первых, пеленки, во-вторых,
манеж (я считаю его клеткой, тюрьмой для ребенка). Американцы провели такой
эксперимент. Дети приходят в школу в шесть лет, и их сразу тестируют. А затем
делят на три группы: группа A - блестящие способности (особая группа для
подготовки будущих ученых, исследователей), группа B - средние способности,
группа C - у нас их называют "пограничники" (не умный и не дурак). Но чем
меньше дети, тем хуже делятся на эти группы. А вот десятимесячные - все
одинаковые! Эксперимент продолжили в другом направлении. Составили программу
наблюдения за 70 семьями (шла она 1,5 года). И пришли к выводу: достаточно
одного дня, чтобы определить, какая мама воспитывает детей для группы A.
Оказывается, это те малыши, которых пускают ползать по комнате, по квартире и
даже по двору. А дети, которые воспитывались в кроватках или манежах,
попадали в группы B и C.

Сколько времени мама должна находиться с малышом? Эпизод. Молодая мама
жалуется, что ее ребенок не развивается, хоть она бросила работу и все
свободное время товодит с ним. Я не мог понять, в чем дело, и пошел к ним в
гости в одну из суббот. Мы с папой сидим на диване и смотрим, как мама
воспитывает годовалого сына. Полтора часа мы вместе наблюдали и сделали общий
вывод: малышу не хватает занятой мамы, а от свободной он не знает куда
деться. Такая ситуация вполне закономерна. Поэтому ребенок по крайней мере
половину своего свободного времени должен посвящать личным занятиям, причем
самостоятельно.

И такие полярности, как полная заброшенность или чрезмерное внимание со
стороны родителей, уродливы.

Применение антибиотиков при лечении младенца. Есть антибиотики, например,
аминоглюкозидного ряда (мономицин, каномицин, стрептомицин и т.п.),
приводящие к глухоте, если их давать малышу. Сначала потеря слуха идет на
высоких частотах, потом ниже, ниже, и ребенок может оглохнуть совсем, а затем
наступает и слепота. По даннным загорской школы для слепоглухонемых, 30%
детей ослепли и оглохли от применения антибиотиков.

Употребление антибиотиков противопоказано кормящей матери. Так, пенициллин
вызывает сенсибилизацию организма, т.е. его повышенную чувствительность ко
всему, предрасполагает к аллергиям, тетрациклины - эти просто токсичны в
чистом виде, сульфаниламиды усиливают желтуху (болезнь Боткина), а не было ее
у малыша, так может появиться; левомицетины приводят к тому, что ребенок
отказывается от груди, появляется рвота, расстройство желудка и нарушается
костномозговое кроветворение, налидиксиновая кислота может вызвать гемолиз
(распад) эритроцитов и белокровие. Это лишь только известные врачам "побочные
действия" лекарств.

Раннее физическое развитие. Часто возникает у молодых родителей вопрос: "А
как же головка? Ребенок ее еще не держит. Вдруг сломаются шейные позвонки?"
Эти страхи безосновательны: африканки и японки с первых дней привязывают
малышей за спину. И ничего, никто голову им не поддерживает.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:16

Для развития мышц шеи кладите ребенка почаще на животик. (Наш Антон,
например, как только смог переворачиваться, спал только на животе. Но вырос с
очень строптивым характером!) Да, не забудьте, положив малыша на животик,
убрать подушку. Гарантирую, через 2-3 недели он начнет хорошо держать голову.

Приведу выдержку из одной чешской книжки: "Новорожденного брать осторожно,
подложив свою руку под его спинку..." Я считаю, что с ребенком нужно
обращаться смело, так, чтобы он в ответ на ваши действия затрачивал какую-то
энергию. С трех месяцев в коляске закрепите палочку толщиной в палец на такой
высоте, чтобы ручки малыша без напряжения дотягивались до нее. Он будет
хватать ее, подтягиваться, пробовать сесть. (По мере роста малыша палочку
поднимайте.) С четырех месяцев ребенка можно ставить на ножки. Не бойтесь,
что он перетрудится! Дети чутко реагируют на усталость: как только им не
хватает сил, они плюх - и садятся. Самое любимое движение в три-четыре месяца
- приседание. Причем приседать малыш может очень долго: у вас уже руки не
держат, а он все приседает. Установите палочку в коляске или кроватке на
нужной высоте - пусть приседает сколько хочет.

Следующий этап в физическом развитии - ребенок, начав стоять, начинает
ползать. Этот момент важно, как говорится, поймать и, конечно же, развить.
Если ребенок начал ползать, выпускайте его на пол. Не страшно, что пол
твердый: природа наделила детей значительно большим количеством
черепно-мозговой жидкости, чем взрослых. Удары им не страшны: они почти
безболезненны и проходят без последствий.У многих вызывает опасение падение малыша с дивана, тахты и т.п. И если он
падает, обязательно стараются его подстраховать. При этом малыш совершенно не
знакомится с "краем". Пусть лучше свалится: обычное падение с дивана не
принесет беды. А вам будет спокойнее, он научится бояться "края".

Что делать, чтобы при ползании малыш быстрее становился на ножки? Можно
сделать такое приспособление: очистите раскладушку от ткани и пружин.
Оставшийся каркас закрепите на полу и сажайте в нее "ползунка". Раскладушка
низкая, он обязательно дотянется у любого ее края до бортика, и начнет
ходить. Для этого также можно использовать натянутый на удобной для ребенка
высоте канат или же водить его за руку при условии, что ребенок сам будет
держаться за ваш палец.

По американскому методу шаговый рефлекс можно развивать со дня рождения и
ребенок пойдет самостоятельно в 6-8 месяцев.

Детям нравится ходить по доскам, рельсам. Видимо, так у них развивается
вестибулярный аппарат. Есть еще природный снаряд - сваленные деревья. Мои
дети с большим удовольствием ходили по бревну, вторая половина которого не
закреплялась (консоль).

Сколько же любимых движений у детей: 1) вис (на пальцах, на турнике); 2)
качание (на кольцах, качелях и т.п.); 3) скатывание (с горки и с перил); 4)
хождение (по доскам, рельсам и т.п.); 5) вращение (закручивание на кольцах,
качелях); 6) прыжки (на ручках, сетке, батуте).

Много и часто сейчас жалуются родители на плоскостопие у детей. Все дети
рождаются плоскостопыми. Когда же начинает формироваться стопа? Когда ребенок
начинает ходить, бегать, прыгать, т.е. когда стопа начинает выполнять
рессорную функцию. Поэтому надо задавать работу стопе: пусть бегает досыта. И
никакого плоскостопия!

Для пятилетних малышей провели такое исследование: шагомером измерили,
сколько может "находить" свободный ребенок. Оказалось, 25000-30000 шагов.
Поэтому старайтесь сделать так, чтобы ваш малыш как можно больше двигался.

Подведем итог: не ограничивайте свободу ребенка, раньше знакомьте его с
опасностями и запускайте в действие все заложенныу природой рефлексы.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:17

КОВАРСТВО КОМФОРТА

Интервью с профессором И.А.Аршавским

Свое мнение о принципиально новых методах воспитания детей высказывает в
беседе с журналистом О.Франценом заведующий лабораторией возрастной
физиологии и патологии Научно-исследовательского института общей патологии и
патофизиологии Академии медицинских наук СССР, доктор медицинских наук,
профессор Илья Аркадьевич Аршавский, который на протяжении многих лет
наблюдал семью Никитиных.

- Илья Аркадьевич, многих читателей смущает двойственное отношение прессы к
системе Никитиных. Действительно, с одной стороны, журналисты вроде бы
пропагандируют, а с другой - при каждом удобном случае предостерегают от
того, чтобы родители немедленно использовали полученную информацию как
руководство к действию. Что вы об этом думаете?

- Пресса, безусловно, поступает правильно. Система прогрессивная, у нее
большое будущее, поэтому она заслуживает всяческого внимания, как научного,
так и общественного. И в то же время нельзя ни на минуту забывать, что это
поиск не только увлекательный, но и опасный.

В истории науки было немало случаев, когда исследователи ставили рискованные
опыты на себе. Это требовало готовности к самопожертвованию, большого
мужества. Очевидно, эксперимент на своих детях требует гораздо большего
мужества. Тем более что в начале эксперимента педагоги Никитины не имели
прямого отношения к науке.

К чести супругов Никитиных, надо сказать, что им присущи чрезвычайная
ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти
качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где
ученые-специалисты беспомощно разводят руками (или досадливо отмахиваются,
что еще хуже). Но это же обстоятельство означает, что владение системой в
нынешнем ее виде можно уподобить искусству, где успех зависит прежде всего от
таланта исполнителя. Нужно еще немало поработать, чтобы систему можно было
применять широко, чтобы устранить сомнения, которых немало.

Но главное уже ясно - основа здесь правильная, научная.

- Многие считают, что не только сама система Никитиных особенная, но и дети,
к которым можно ее применять, тоже должны быть особенными. Если это
действительно так, то ценность ее значительно снижается.

- Это не так. Особую ценность она имеет не для исключительных детей и даже не
для нормальных, а для неблагополучных.

- Но ведь система Никитиных отличается прежде всего повышенными нагрузками.
Как же выдержит их ослабленный организм?

- А вы вспомните, из-за чего все началось у Никитиных. Их подтолкнула к
экспериментированию суровая необходимость. Сын-первенец страдал жестоким
диатезом. Чего только не предпринимали родители, к каким только врачам не
обращались! И вот Лена Алексеевна в поисках спасительного средства стала
выходить с младенцем в холодный тамбур у входной двери. И - о чудо! - ребенок
перестал плакать, ему стало заметно лучше.

Этот эпизод, положивший начало многолетним экспериментам в семье-лаборатории,
может быть воспринят как случайность. Но и у следующих детей Никитиных были
подобные предрасположенности, которые удалось устранить.

- И все-таки это не очень-то понятно...

- Дело в том, что система Никитиных - только часть более общей и сложной
проблемы. Чтобы понять ее, нужно окунуться в физиологию, а это уведет нас на
время от самой системы Никитиных. Причем придется познакомиться не только с
уже очевидным, но и со спорным, пока еще не устоявшимся. Согласны?

- Думаю, читатели будут "за". Ведь очень интересно узнать о научной подоплеке
системы Никитиных.

- Сейчас все больше говорят о наследственных заболеваниях. На одной из
последних сессий Академии медицинских наук СССР была названа цифра: 1500
таких недугов! Единственное кардинальное решение этой проблемы - генная
инженерия, к которой даже подступы пока неясны.

Но, думается, значение наследственных заболеваний, безусловно, имеющих место,
сильно преувеличивается. Создается впечатление, что после периода непризнания
генетики маятник качнулся в другую сторону. К ней относят многое из того, что
непонятно. Вот и получается, что решение ряда проблем откладывается на
завтрашний день, тогда как сделать это можно еще сегодня. К болезням это
имеет самое непосредственное отношение. Берусь утверждать, что многие так
называемые наследственные заболевания имеют совсем другую причину.

Возникают они не из-за поломки генов, а из-за неправильно протекающей
беременности, мешающей реализовать наследственную программу. В результате
благополучные в наследственном отношении родители дают неблагополучных детей.
При этом возникают не истинные мутации - изменения в генах, передающиеся
потомству, а фотокопии их - изменения, существующие лишь в одном поколении
(хотя в дальнейшем они также могут стать наследственными, если
неблагоприятные воздействия будут повторяться).

- Это подтверждается результатами исследований?

- Да, более чем 40-летним опытом работы нашей лаборатории. Причем я имею в
виду не только длительные наблюдения за беременными женщинами, но и
экспериментально вызванные нарушения у животных, разумеется.

Вот вам пример. Пара кроликов генетически хорошо изучена и дает хорошее
потомство. У крольчихи вызывается так называемый экспериментальный невроз
шумом, током под металлическим полом и т.п. Если это происходит в начале
беременности, возникают различные уродства: заячья губа, волчья пасть,
дефекты конечностей, отсутствие части или всего мозга... Неблагоприятные
воздействия в более поздний период, когда формирование органов в основном
завершено, дают физиологически незрелые, ослабленные организмы.

Физиологически зрелый не только не погибнет, но и не заболеет! А
физиологически ослабленного поджидают всякие напасти. Если они и минуют его в
детстве, что случается редко, то обязательно дадут знать о себе позже.
Результаты наших исследований говорят, что проблема #1 не рак и
сердечно-сосудистые заболевания сами по себе, а физиологическая незрелость,
являющаяся основным поставщиком как этих, так и других недугов.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:17

- Это может быть справедливым лишь в одном случае: если ослабленных рождается
много.

- К сожалению, так оно и есть. Их рождается все больше и больше.

- Но отчего же, ведь условия жизни и медицинское обслуживание становятся все
лучше?

- Причина все в том же стрессе, о котором так много сейчас говорят. Только
обычно имеют в виду вред, причиняемый взрослым людям, тогда как гораздо
большая опасность грозит наиболее слабому звену жизни - зарождающемуся
существу.

Стрессовых факторов, способных навредить будущему ребенку, много. К тому же
физиологически незрелый организм, достигнув половой зрелости, сам становится
своеобразным стрессовым фактором и может оставить после себя только
физиологически незрелый организм. Порочный круг, каждый виток которого
увеличивает неблагоприятные изменения!

Природа в таких случаях пускает в ход жестокое, но действенное оружие -
естественный отбор. Современная медицина отвела от человечества это страшное
оружие. Некоторые западные ученые считают, что как раз здесь и кроется корень
зла, и предлагают все вернуть на круги своя. Конечно же, это от непонимания и
бессилия. Но и не видеть здесь никакой проблемы тоже неверно.

Да, мы добились огромных успехов в охране материнства и снижении детской
смертности, и это прекрасно. Но почивать на лаврах ни в коем случае нельзя.
Раз уж мы взяли у природы "бразды правления", то должны пользоваться ими
чрезвычайно ответственно, встречать возникающие трудности во всеоружии. Надо
признать честно: наука не была в полной мере готова к решению проблемы, о
которой идет речь.

Во многом это объясняется тем, что недостаточно развита физиология
беременности как наука и даже возрастная физиология в целом. Возникший вакуум
стараются заполнить энтузиасты из числа акушеров и педиатров, но никто не
может заменить здесь именно физиолога. К сожалению, этой проблемой занимается
только наша небольшая лаборатория. Настало время резко расширить фронт работ.

- Но не могут ли ваши исследования уже сейчас подсказать какой-то выход из
порочного круга?

- Лет тридцать назад физиологически незрелых организмов рождалось не более
15-20 процентов. Это означает, что их сравнительно немного среди тех молодых
людей, которые сейчас сами становятся родителями. Они способны уменьшить
процент ослабленных новорожденных. С этого и надо начинать. Решать эту задачу
предстоит не только ученым и врачам, но и самим молодым людям.

Главное - необходимо гораздо ответственнее относиться к гигиене материнского
организма. Заботиться о будущей матери после того, как беременность стала
заметной, поздно. Начинать надо гораздо раньше. Как я говорил, особенно
уязвимы начальные стадии беременности, когда плод только формируется.
Вообще-то отпуск был бы нужен в это время - другое дело, что физически
женщине труднее работать во вторую половину беременности. Во всяком случае,
женщину в этот период нужно оградить от конфликтных ситуаций, нервотрепки,
обеспечить максимально спокойные и здоровые условия для работы. Это,
думается, вполне выполнимо, достаточно лишь желания членов коллектива.
Разумеется, такое же отношение должно быть и в семье.

Сильнейший стрессовый фактор - половая жизнь. Природа создала надежный
механизм, защищающий плод: после зачатия влечение тормозится. У людей он, к
сожалению, расшатан. Поэтому приходится полагаться на сознание. Я считаю, что
половая жизнь во время беременности недопустима.

Очень вредно и избыточное питание. Представление о том, что будущая мать
должна есть за двоих, оправдывало себя лишь тогда, когда пищи действительно
не хватало.

Зародившийся организм будто знает о том, что "необходимость - двигатель
прогресса". Природа так распорядилась, что он получает от матери питательные
вещества и кислород строго в обрез, поэтому должен самостоятельно добывать
"хлеб насущный". Рефлекторно активизируются скелетные мышцы, кровь бежит
быстрее, а вместе с ней пища и кислород. Наконец плод удовлетворенно
замирает. Но получил он гораздо больше, чем ему требовалось просто для
поддержания жизни! За счет своего труда он быстро растет. Повторяющиеся циклы
- это движение не по кругу, а по спирали: с каждым витком образуются новые
энергетические уровни.

А если питательные вещества поступают от матери в избытке? Тогда нет стимула
к развитию. Вместо спирали получается круг. Развитие либо прекращается, что
означает смерть, либо задерживается, что приводит к физиологической
незрелости. Запомнился мне случай, происшедший во время войны. В одной палате
лежали две роженицы. Одна питалась, как и все в то тяжелое время. Другой
заботливый муж разве что не птичье молоко в дом приносил. И как же убивалась
последняя женщина, сетуя на несправедливость судьбы, когда у нее родился
ослабленный ребенок, а у соседки по палате - крепыш! Мы-то с вами уже знаем,
что это закономерно.

Добавлю, что подобное явление мы вызывали и специально, в опытах с животными.
Причем использовали как пищу, так и кислород. Излишек его тормозит развитие,
недостаток стимулирует. Да еще какой недостаток! Естественное для плода
поступление кислорода соответствует условиям на высоте Эвереста - величайшей
горной вершины на Земле. А ведь это почти девять километров! Для взрослого
организма эти условия пагубны. Альпинисты, покоряющие Эверест, пользуются
кислородными аппаратами, а мы превышали в своих опытах этот уровень, то есть
делали содержание кислорода еще меньше. И что же? Плод адаптируется и к этим
условиям!

Разумеется, всему есть предел. Если перейти определенную границу, плоду
просто нечего будет добывать, как бы активен он ни был...

Из множества неблагоприятных факторов хочу назвать еще один. Часто считают,
что токсикозы говорят о неблагополучном течении беременности. И вот уже в ход
идут без ведома врача различные лекарства, приносящие облегчение. А ведь
хорошо известно, что лекарства - это палка о двух концах. Матери оно
действительно может помочь, а для ребенка окажется сильным стрессовым
фактором.

Между тем ранние токсикозы - это истинное спасение для нормальной
беременности, и тревогу должно выбывать скорее их отсутствие. Ведь с их
помощью из материнского организма удаляются губительные для плода вещества и
устанавливается благоприятная среда. Если же защитные силы женщины ослаблены,
нарастают неблагоприятные изменения. А вот поздние токсикозы, хотя это тоже
приспособительные реакции, уже ненормальны, особенно тяжелые формы. Значит,
организм матери до сих пор не справился со своей задачей.

Еще раз приходится напоминать о том, как важны знания о собственном
организме. И как важно воспитывать еще со школы уважительнейшее отношение к
женщине, основываясь не на чем-то абстрактном, а на физиологической ее роли.

- Итак, если представители "физиологически зрелого" поколения будут соблюдать
требования, это позвонит разорвать порочный круг. Но ведь среди них все-таки
есть ослабленные, у которых будет такое же потомство.

- В детстве можно в значительной степени компенсировать то, что упущено в
материнском организме. Если, конечно, действовать умело. Вот здесь и способен
оказать неоценимую помощь опыт Никитиных. Разумеется, взятый не "один к
одному", а с коррективами - над ними еще предстоит поработать.

Вот поэтому я и говорил, что система Никитиных имеет особое значение именно
для ослабленных детей. Когда они наверстывают упущенное, догоняют своих
сверстников, эффект особенно заметен. Но важно вовремя начать действовать,
иначе может быть поздно. Основная заслуга Никитиных в том, что они нашли
приемы, которые можно использовать с самого рождения.

- А как, собственно, узнать, физиологически зрелый родился ребенок или нет?

- Вы правы, это важный момент. Ведь физиологически незрелый организм внешне
может и не отличаться от нормального. Это объясняет, кстати, почему до нас
никто не обнаружил явление физиологической незрелости и почему оно сейчас с
таким трудом получает признание. Отличия здесь внутренние. Они вызваны
несоответствием физиологических особенностей ребенка его возрасту.
Исследование дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мочи и крови,
рефлексов вполне определенно указывает на эти отличия.

Конечно же, подвергать каждого новорожденного всесторонним исследованиям было
бы сложно. Поэтому наша лаборатория создала доступные практикам методы. Они
читывают частоту и периодичность дыхания, частоту сердечных сокращений,
мышечный тонус и двигательные рефлексы.

Особенно показательны, наглядны рефлексы. Это характерные внешние проявления
физиологических особенностей новорожденного. Ими вполне могут пользоваться и
родители. Большинство рефлексов связано с тем, что до полутора месяцев у
малыша как бы сгибательная поза, в которой он преимущественно находился в
материнском организме.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:18

Например, рефлекс Робинзона. Если вложить в ладони младенцу по пальцу, он с
такой силой их сожмет, что можно даже поднять его. Этот рефлекс ошибочно
считают хватательным. Нет, хватание в данный период еще ложное! Характерно и
рефлекторное сгибание ножек при раздражении подошвы. Очень важен открытый
нами пяточный рефлекс. Достаточно слегка надавить на пяточную кость, как
младенец напрягается, вскидывает руки, на личике появляется гримаса плача -
ничего общего, кстати, не имеющая с настоящим плачем. Все это происходит
только с физиологически зрелым, у ослабленного рефлексы плохо выражены или
вовсе отсутствуют.

- Итак, мы выяснили, что такой-то новорожденный физиологически незрелый. Что
дальше?

- Я думал, что обойдусь без объяснения энергетического правила скелетных
мышц, чтобы не вдаваться в подробности. Теперь вижу, что не удастся. Это
правило мы выдвинули в противовес энергетическому правилу поверхности,
сформулированному известным немецким физиологом Максом Рубнером и
господствующему в науке с прошлого столетия по сей день.

Согласно Рубнеру природа выдала всем млекопитающим одинаковую энергию на
единицу веса: 180-190 тысяч килокалорий на килограмм. Использовал свой запас
- умирай. А поскольку животные малых размеров неэкономно расходуют энергию (у
них гораздо больше приходится поверхности на единицу массы, а значит, и
теплоотдача больше), то исчерпывают они свой энергетический фонд быстрее.
Действительно, мышь живет два с половиной года, а слон 80 лет.

Мы тоже, начиная свои исследования, находались в плену у этого правила,
которому подчиняются "все, от слона до мыши". А потом обратили внимание на
несоответствия. Например, кролик и заяц одинаковы по величине и весу. Значит,
энергетические запасы и продолжительность жизни также должны совпасть. Но
нет! Заяц гораздо активнее и тратит знергии больше. Еще бы, ведь он мчится со
скоростью поезда, спасаясь от хищника! Получается, что заяц быстрее должен
"съесть" свой жизненный лимит. Однако живет он в два-три раза дольше своего
"расчетливого" собрата! Еще пара: крыса и белка. Поверхность тела у них
одинаковая. Первая живет два с половиной года, вторая - двенадцать-пятнать
лет. И таких примеров у нас набиралось все больше.

В конце концов мы вывели другую закономерность: жизнь организма, его рост и
развитие зависят от двигательной активности, позволяющей реализовать
наследственную программу. Прямо противоположное тому, что утверждал Рубнер!
Ведь из его правила вытекает, что каждое движение - неизбежное зло, так как
истощает "жизненную копилку". Нет, оно эту "копилку" пополняет! Именно
благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает
запас, задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительные
возможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятными
условиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник,
увязывающий генетическую программу с информацией извне. Без этого эволюция
была бы невозможна. Природа очень дорожит законом активности и жестоко
наказывает за его нарушения.

Энергетическое правило скелетных мышц начинает действовать, как мы уже знаем,
еще до рождения ребенка.

- С плодом вроде бы все ясно. Но вот новорожденный... Он дышит, сосет
молоко... Значит, активен! Разве этого недостаточно, разве принцип активности
не соблюден уже? Или все-таки необходимо что-то еще?

- Опять же сошлюсь на наши опыты. Четырех-пятидневные щенки в достаточном
количестве получали от матери молоко. Некоторым из них вводили вещества,
блокирующие двигательную активность. И если вес остальных щенков превысил
через месяц килограмм, то у этих остался прежним, на уровне четырех-пяти
дней! Результаты таких опытов трудно укладываются в голове, они
переворачивают существующие представления. Но беспристрастный язык фактов
свидетельствует: пища не сама по себе определяет рост и развитие, а только в
сочетании с мышечной активностью. Младенцу нужна работа всех мышц.

- Вы убедили меня в том, что энергетическое правило скелетных мышц - общая
закономерность, благодаря которой и достигается максимальная активность,
столь необходимая для оптимального развития организма. Но что "включает" ее
после рождения? Возможно, сильный холод, который должно ощутить крохотное
существо, появившееся на свет?

- Да, новая среда встречает температурой вдвое меньшей, чем была у матери!
Представляете, какая сложная задача у новорожденного: самостоятельно
восстановить утраченные восемнадцать градусов? Ведь потери тепла у него во
много раз больше, чем у нас с вами. Тут Рубнер, безусловно, прав.
Новорожденный согревается, почти беспрерывно двигая ручками и ножками. Это
ему явно на пользу: он быстро прибавляет в весе, растет и крепнет.

Увы, как часто, превратно понимая уязвимость, хрупкость новорожденного,
стремятся обеспечить ему максимальный комфорт - держат в жаркой комнате да
еще стягивают пеленками! И действие механизма, созданного природой,
нарушается тем больше, чем сильнее "забота". Примерно при 32-34 градусах
мускулатура полностью расслабляется...

- А какая температура нужна?

- Точно этого пока сказать нельзя. Югославские ученые поставили интересный
опыт. Крысы, которые должны вот-вот родить, могли поселиться в ячейках с
любой температурой, но все, как одна, устраивались там, где было 15 градусов.
В самом гнезде, конечно, теплее, но воздух, которым дышали крысята, именно
такой.

Мы получили хорошие результаты, на время понижая температуру и до 10
градусов. Это время, пока мышцы у крысят еще напряжены. Если
переусердствовать, мышцы также расслабляются, и развитие тормозится. Между
прочим, крысы считаются удобной моделью для изучения человека.

С полной уверенностью в своей правоте мы ненадолго ставили на живот ребенка
стакан воды со льдом около 5 градусов. Температура тела не понижалась
напротив, поднималась на 0,5-1 градус. Как только она начинала снижаться,
стакан снимали. Это очень тонизировало малыша.

Однако призываю родителей не увлекаться. Повторяю, точных рекомендаций на
этот счет пока не существует Определенно можно говорить лишь о верхней
границе. Она не должна превышать 20-22 градуса. 25-26 градусов в родильных
домах плохо.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:18

Хорошо кратковременно держать новорожденного (первые 7-8 дней его жизни) при
температуре не выше 18 градусов обнаженным, набирая 2,5-3 часа в сутки. Для
физиологически зрелых сеансы могут быть 10-15 минут, для незрелых - меньше.
Во всех случаях сигналом к прекращению процедуры служит снижение двигательной
активности.

И спать ребенку следует не в жаркой комнате. Даже зимой можно оставлять его
на закрытой веранде или балконе. Если, конечно, нет сильного мороза. В этом
случае полезно держать открытой форточку или же периодически проветривать
помещение. Напомню, что с помощью таких процедур Никититиным удалось
ликвидировать у своих детей диатез. Но, повторяю, важно не перейти рамки
адаптивных возможностей организма. С ослабленным младенцем необходимо
обращаться особенно осторожно. Тем не менее для него эти воздействия столь
эффективны, что он все больше и больше наверстывает упущенное и медленно, но
верно догоняет в развитии своих сверстников.

- Вы нелестно отозвались о стягивании пеленками. А оно чем плохо? Это веками
существующий обычай. Бытует мнение: так ребенку спокойнее. Он не будет
беспокоиться, пугаться своих ручек, травмировать себя ими. И если малыш
активен во время бодрствования, так как получает прохладные воздушные ванны,
и если спит на холоде, но затянут пеленками, - противоречит ли это вашим
мыслям? Ведь во сне он отдыхает. Какая уж тут активность?

- Дело в том, что борьбы с холодом, так пугающей многих родителей, еще
недостаточно! В самом деле, вначале ребенок спит почти все время. Так что же,
позволить ему практически постоянно бездельничать? Природа не может этого
допустить! Она ищет дополнительные резервы.

И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного
выдоха. Возникает дефицит кислорода - уже известный нам "пусковой механизм"
двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате
50 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении. А пеленки
этому препятствуют! Полностью устранить двигательную активность они, к
счастью, не могут. Но сильно ограничивают. И тем больше, чем туже затянуты.

В нашей лаборатории создана специальная одежда дм новорожденных типа
распашонки, рукава зашиты. В ней они в полной безопасности и в то же время
абсолютно свободны, поэтому сохраняют естественную для них двигательную
активность.

- Лена Алексеевна Никитина утверждает, что избавиться от диатеза у
последнего, седьмого, ребенка удалось еще в роддоме благодаря раннему
кормлению грудью. Действительно ли это важно?

- В родильных домах новорожденного приносят на первое кормление в лучшем
случае через сутки, а обычно через двое-трое суток. Причина - все в том же
стремлении к комфорту. Дают отдохнуть, прийти в себя и роженице и ребенку.
Кроме того, утверждают, что молоко появляется чаще всего на третьи сутки.

Но вот мы обратили внимание, что у животных иначе. Они кормят буквально в
первые минуты после родов, и это имеет огромное значение. Их детеныши
застрахованы от неприятностей, с которыми смирились, как с неизбежными,
педиатры: от потери в весе не менее 100-200 граммов, от так называемой
"физиологической желтухи", от увеличения выделения влаги, от загустения крови
и уменьшения содержания в ней белка...

Дальнейшие наши исследования показали, что если младенцу сразу же дать грудь,
у женщины появляется молоко, иначе оно действительно пропадает и
восстановится через три дня, причем с трудом. И у малыша неблагоприятных
изменений не возникает. Это и не удивительно, ведь первое молоко, названное
молозийным, - чрезвычайно ценный для ребенка продукт. Оно содержит полный
набор не только питательных веществ, но и таких, что повышают устойчивость к
инфекциям, против которых новорожденный сам по себе беззащитен. Особенно
нуждаются в нем физиологически незрелые. Если ослабленный ребенок не может
сосать, нужно сцедить молоко и дать (не стерилизуя, чтобы не разрушить
активные вещества) из рожка.

Благотворно действует раннее кормление и на женщину. Без всяких
фармакологических средств ее организм способен быстро прийти в норму. В
Яузском роддоме погибала женщина от кровотечения. Отчаявшиеся спасти ее врачи
ухватились за последнюю "соломинку": я предложил дать матери покормить
ребенка. Кровотечение прекратилось! Это далеко не единственный пример. И если
б видели вы лицо матери, только что искаженое страданием и вдруг
преобразившееся, когда она почувствовала прикосновение губ своего ребенка!
Самая красивая женщина в это мгновение прекрасна. И становится ясным, что это
и есть для нее наилучший отдых. А как меняется отношение к нежеланному
ребенку! Сколько будущих несчастливых жизней способны выправиться в этот
счастливый миг...

Да, раннее вскармливание необходимо и ребенку и матери. Мы считаем, что оно
должно начаться в первые 1-30 минут после рождения, в крайнем случае, не
позже часа. Конечно, сложившиеся традиции не так легко изменить. Вот почему
сейчас появляются компромиссные рекомендации ученых: кормить через 16, 12, 6
часов... Мы уверены, что в скором времени будет принята наша рекомендация. В
США, например, ее уже подхватили и широко используют.

- Я сейчас заметил, что разговор все время идет о первых днях ребенка. А ведь
Никитины рассказали нашим читателям о большом периоде жизни своих детей...

- Первая неделя - критический срок. В это же время решается, приспособится ли
крохотное существо к совершенно новым для себя условиям. В этот период
определяется, избавится ли ребенок от физиологической незрелости или же,
наоборот, она у него из-за неправильных мер усугубится. Именно поэтому я
уделил столько внимания первой неделе.

- Ну а если возможности в эту "узловую" неделю все-таки упущены? Можно ли
что-то сделать в последующие периоды?

- Это во много крат сложнее! Но вполне возможно. Опыт Никитиных, а также их
последователей - московских инженеров В. и Л.Скрипалевых, режиссера
Н.Бурляева и актрисы Н.Бондарчук - тому подтверждение. Все их дети родились с
явной физиологической незрелостью, к тому же по ряду причин основные меры
начали принимать после недельного возраста. Тем не менее во всех случаях
удалось добиться замечательных успехов.

- Это обнадеживает. Какие же здесь существуют возможности?

- Прежде всего по-прежнему недопустимо сдерживать активность ребенка, туго
его пеленая. Рукава в одежде типа распашонки должны быть зашиты до той поры,
пока малыш не привыкнет к своим ручкам и не исчезнет опасность травмы. Очень
важно, чтобы кормление грудью продолжалось до года. Я понимаю, что не всегда
это от матери зависит. Но нередко она по собственной инициативе прекращает
вскармливание. Ошибочное решение! Ничто не может заменить материнское молоко.

Причем кормить ребенка следует так часто, как он этого попросит. А вначале он
просыпается, проголодавшись, примерно через каждые три часа. Получается, что
кормить приходится не менее семи раз в сутки да и ночью тоже! Ребенок не
должен страдать от того, что это неудобно для взрослых.

Не теряет своего значения холод. Воздушные ванны следует делать перед
кормлением. Хорошо, если будет 18-16 градусов, для более крепкого малыша
может быть и 14 градусов.

- Тот же вопрос: как определить в этот период состояние ребенка?

- Вот этапы нормального развития. Они могут служить достаточно четким
ориентиром.

К полутора месяцам (не позже!) ребенок приобретает способность противостоять
гравитации и начинает расставаться со сгибательной позой. Первой
высвобождается голова. Начинается активное, хотя и робкое, познание мира,
возникают зрительные ориентировочные рефлексы.

К трем месяцам впервые "развязываются" ручонки. Несколько позднее уже и ножки
не сопротивляются разгибанию. Между третьим и четвертым месяцами появляется
истинное хватание, а рефлекс Робинзона исчезает. Пропадает и пяточный
рефлекс. Ребенок начинает познавать окружающие предметы не только зрением, но
и хватая их, осязает и даже пробует на вкус.

В пять-шесть месяцев наступает вторая антигравитационная реакция: поза
сидения. Это совпадает с появлением зубов.

И наконец, заключительная победа над гравитацией: в девять-десять месяцев
ребенок стоит, а вскоре делает первые робкие шажки.

При хорошей активности ребенка вполне может быть некоторое опережение
графика. Напротив, отставание должно встревожить, особенно если оно большое.
Ведь тогда вообще все перепутается. Запоздала, например, поза сидения -
значит, поздно появятся зубы. Сейчас они нередко "лезут" в девять месяцев, в
год и даже в полтора. Нормальная двигательная активность - это и профилактика
кариеса.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:19

- Очевидно, своеобразие развития ребенка после недельного возраста в том, что
он довольно быстро изобретает новые для себя возможности. Поэтому
удовлетворить его потребности в движении можно двояко: либо предоставив его
самому себе, либо дав дополнительную нагрузку - специальные упражнения,
спортивный снаряд в кроватке, плавание... Второй путь многих смущает. Они
высказываются за естественный ход событий, протестуют против насилия над
природой.

- Никого не удивляет обычный уход за младенцем, удовлетворяющий различные его
потребности. Думаю, мне удалось доказать, что двигательная активность также
жизненно важная потребность. А в полной мере удовлетворить ее ребенок
самостоятельно не может. И если мы стимулируем активность, это никак нельзя
назвать насилием над природой. Вот если нет оптимальных условий для
проявления активности, тогда и следует говорить о своеобразном насилии. Но,
подчеркиваю, оптимальных. Крен в другую сторону также опасен. Начну с
простого. Хорошо почаще класть малыша на животик. Тогда он старается
поднимать головку. это удается ему раньше, чем обычно, так как укрепляются
мышцы шеи.

У Никитиных много упражнений для рук. Они учили своих малышей крепко
хвататься за протянутые к ним свои пальцы, подтягиваться... В коляске
закрепляли перекладинку, на которой малыш мог тренироваться, когда достаточно
окрепнет. Все это хорошо. Их последователи Скрипалевы придумали еще одно
полезное новшество: наклонную рамку-лесенку в кроватке. Лежащий ребенок
подтягивается с ее помощью все выше и выше. повернешь лесенку по-другому - и
малыш может стоять. Она учитывает распределение тяжести маленького тельца и
поддерживает его.

Наибольшие споры, конечно, вызывает раннее плавание. Никитины сожалеют о том,
что не научили своих малышей плавать, так как не знали об этом новшестве. Да,
их сожаление оправдано. Мы убедились в пользе раннего плавания, наблюдая за
Олей Скрипалевой, которая в начала плавать с двух месяцев, и за Ваней
Бурляевым - он приобщился к этому с девяти дней. Основная польза тут вот в
чем.

Как указывалось выше, природа "предусмотрела" периодический дефицит кислорода
у спящего младенца, чтобы стимулировать его двигательную активность. Какая
здесь связь с плаванием? Прямая. Ныряя, ребенок задерживает дыхание не на
секунду, как во сне, а на 30-40 секунд и более! Известный уже нам "пусковой
механизм" заводится сильнее. А возможности для двигательной активности в воде
лучше: здесь почти невесомость. В конечном итоге "ребенок-амфибия" крепче,
чем обычный. Не говоря уже о том, что легко приобретается навык плавания,
очень важный в жизни.

- Часто сомневаются в самой возможности раннего плавания. Конечно, это
забавно: и в нашей стране, и за рубежом плавающих младенцев становится все
больше. Но не верит кое-кто такого рода сообщениям, и все тут! Ведь житейский
опыт говорит: младенец слаб и беспомощен. Интересно выразила это мнение одна
читательница: "Не поверю, что малыш не захлебывается и что в ушки вода не
заливается, пока мне не объяснят, как это получается". А действительно, как?

- Когда мы начали изучать "детей-амфибий", я сразу вспомнил об опыте, который
давно демонстрировал студентам. Капнешь утке на ноздри воду, и дыхание у нее
рефлекторно останавливается. Это и позволяет ей быть ныряющим животным. У
детей оказалось то же самое. Как только ноздри смачиваются водой, тут же
перекрываются воздушные ходы. А система ухо - горло - нос, как известно,
единая. Ротовая полость оказывается замкнутой, из-за этого повышается
давление е евстахиевых трубах, и уши также перекрываются.

- Ваня Бурляев к шести месяцам проводил в воде уже два часа в день, а то и
более - до пяти. Допустимо ли это? Не может ли появиться из-за перетренировок
так называемое "бычье сердце"?

- В принципе разделяю подобную тревогу. Чрезмерные нагрузки пагубны. Именно
поэтому я говорил об оптимальных условиях для двигательной активности. Но в
данном случае "перетренировки" нет. Ведь два часа (редко больше) Ваня не
беспрерывно проводил в воде, а набирал их за сутки. К тому же не только
плавал, но и рассматривал игрушки на дне, а то и просто неподвижно лежал на
поверхности. Конечно, для совсем маленького это было бы слишком долго. Ваня и
сам начинал в девять дней с короткого знакомства с водой - его просто окунали
(к этому времени пуповина, как правило, уже отпадает).

- Некоторые энтузиасты раннего плавания предлагают идти еще дальше. Пионер
этого дела в нашей стране И.Чарковский ратует даже за то, чтобы все время
детей в воде держать с самого рождения. К нему присоединяется и В.Скрипалев.
Ссылаются они как раз на "невесомость", в которой ребенку легче. Так, мол, он
будет развиваться быстрее. Что вы об этом думаете?

- В исключительных случаях стоит прибегнуть и к совету Чарковского. Так можно
выходить чрезмерно ослабленного, с глубокой физиологической незрелостью
ребенка. Что и было частично с Ветой Чарковской. Она покидала ванну только
для сна и гуляния. Девочка была недоношенной, вес ее был ниже всяких
допустимых границ - 1600 граммов. А в три месяца она не только сравнялась в
развитии со сверстниками, но и обогнала их!

Но рекомендовать это для всех детей... Тут я против. Мы готовим все-таки
человека для жизни в воздушной среде. Жизнь в океане пока фантазия. Стало
быть, основное время ребенок должен находиться не в воде - она нужна ему лишь
как вспомогательное средство. Но дело не только в этом. Излишнее увлечение
плаванием сокращает или вовсе ликвидирует возможность удовлетворить другие
потребности ребенка. Нельзя за счет одного обкрадывать его в другом!

Нужно исходить из возраста малыша, причем не только укладываться в нормальный
период бодрствования, он неодинаков для разных возрастов, но и оставлять
время для всего остального, что необходимо бодрствующему ребенку.

- Имеете ли вы в виду под "остальным" и интеллектуальное развитие младенца?

- Несомненно! И здесь наш разговор переходит в иную плоскость. С самого
рождения ребенка его воспитание должно опираться не просто на физиологическую
активность, а на психомоторную активность. Конечно, все разговоры о якобы
сознательном восприятии малышом информации лишены основания. Сознания у него
нет не только в первый год жизни, но и много позже. Однако это не означает,
что мы не можем первых же дней взяться за совершенствование интеллекта
личности. Ведь уже действует мощный механизм - подсознание. На него и следует
опираться. Какой же существует к нему "ключик"? Это эмоции. Двигательная
активность ребенка обязательно окрашена оционально.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Наталья в Чт 13 Ноя - 13:20

Наипервейшее требование: нужно стараться, чтобы любая реакция малыша была ему
приятна! Это залог его успешного развития. И это предусмотрено природой: ведь
первыми возникают положительные эмоции и уже затем, при встрече с
неблагоприятными условиями, отрицательные.

- Позвольте, а крик новорожденного, с которым он появляется на свет? Разве не
отрицательна первая его эмоция?

- На протяжении многих веков философы ломали головы над этим. Какие только не
давались объяснения! И протест нового человека против ожидающей его бренной
жизни, и недовольство более суровыми, чем в материнском чреве, условиями...
На самом деле происходит вот что.

У плода голосовая щель закрыта. В частности, чтобы околоплодные воды не
попали в дыхательную систему, в последнюю стадию беременности у плода уже
начались ритмические дыхательные движения, создающие разрежение, которое
облегчает приток материнской крови. После рождения голосовая щель все еще
спаявшаяся. И первый крик ребенка - это просто-напросто выдох при суженой
щели. Ничего отрицательного здесь нет. Напротив, чем сильнее крик, тем лучше.
Это также может служить признаком физиологической зрелости.

У новорожденного вообще какое-то время отсутствуют болевые реакции. Это точно
установлено нашей лабораторией. А когда они появляются, то могут в принципе
выражаться необязательно криком. Но малыш быстро "уясняет", что именно крик
лучше всего привлекает внимание родителей, и начинает этим пользоваться.
Получается, что это мы, взрослые, приучаем его кричать.

- Другое сомнение. Вы сказали, что ребенку все должно быть приятно. Но
сердобольные мамы как раз к этому и стремятся: стараются устроить для него
"райскую жизнь". Пусть, мол, нежится, пока можно, успеет еще натерпеться. Как
же вяжется это с условием, которое вы выдвинули ранее: подвергать малыша
различным испытаниям - холодом, физическими нагрузками?..

- О, это очень важно! Нельзя ограждать ребенка от контактов с внешней средой.
Он не должен получать готовое удовольствие - на блюдечке с голубой каемочкой,
как говорится. Он должен сам, проявив активность получить положительные
эмоции. Наша лаборатория расшифровала физиологический смысл информации.
Только та информация представляет для ребенка ценность, которая вызывает
двигательную активность и обеспечивает тем самым рабочие возможности его
организма Возможности, которые нужны сейчас и которые потребуются в будущем.
Возможности тела и возможности мозга. Так что ни в коем случае нельзя
забывать о важнейшем инструменте эволюции - удовольствии, но пользоваться им
следует умело. Не потакать нужно ребенку, а научить его трудом добывать
награду. А получив ее, он захочет вновь и вновь повторять то, что уже
попробовал сделать. Только так возможно полноценное развитие. С этой точки
зрения известное изречение "труд создал человека" приобретает новое,
физиологическое звучание.

- Как же можно создать положительный эмоциональный настрой у ребенка и
повышать на этом фоне его интеллект?

- Нужно всемерно развивать познавательный рефлекс.Существует такое понятие - комплекс оживления. Малыш оживляется, видя лицо
матери, игрушку, ванночку... Так он устанавливает контакт с внешним миром.
При этом возникает двигательная активность и улыбка - проявление
положительных эмоций. Если вы будете просто улыбаться ему - уже хорошо.
Контакт расширяется. Дети, недополучающие улыбку или вовсе ее лишенные,
сильно отстают в развитии. Но можно пойти еще дальше: отвечать не только на
улыбку, но и на гуление. Наталья Бондарчук придумала целый "язык" гуления для
общения со своим сынишкой. Смысловой информации он практически не несет, но
эмоционально чрезвычайно насыщен! Это очень ценно. И контакт резко
увеличивает, и облегчает овладение в дальнейшем настоящей речью.

Можно пойти еще дальше. Развесить по стенам карты, азбуку, числа, нарисовать
буквы и цифры на игрушках, включать музыку, обращаться к ребенку на
иностранном языке. Последний прием интересно использован в семье Скрипалевых.
Владимир с самого рождения детей разговаривает с ними только по-английски, а
Лариса - только по-русски. В результате ребята легко, непроизвольно осваивают
оба языка - и "папин" и "мамин". Это подтверждает, что полезная информация
хотя и не воспринимается грудным младенцем сознательно, но откладывается в
его подсознании и потом скажется.

Только нужно учитывать два требования. Вы должны быть убеждены, что то, чем
вы "пичкаете" своего ребенка, потом ему действительно будет полезно. И
следует сделать максимальный упор на его самостоятельные действия. Например,
недостаточно, если ребенок только слышит музыку. Гораздо больше пользы, если
он сам попробует извлекать звуки. Забавно было наблюдать, как Ваня Бурляев
терзал губами клавиши игрушечного рояля. Постепенно он стал "общаться" с
музыкальными звуками более осмысленно.

Когда ребенок делает сам, он творит. В нем воспитывается творец. В противном
случае всего лишь исполнитель. Здесь имеет значение все. Малыш много ползает
- значит, самостоятельно познает мир. Взял погремушку - тоже познание.
Засунул ее в рот - еще лучше: в познание включаются все чувства, ему
доступные. Очень важны зачатки игр, которые возникают в это время. Причем,
если ребенок активен, самостоятелен, не надо бояться, что он устанет. Он сам
переключится, когда нужно, на что-нибудь другое и избежит таким образом
усталости.

В заключение хочу подчеркнуть, что перед нами двуединый процесс. Развитие
мозга стимулирует физическое развитие, а это, в свою очередь, открывает новые
возможности для интеллекта. Известно, что организм в начальной стадии как бы
повторяет в ускоренном темпе эволюцию жизни на Земле. Видим мы это и в нашем
случае. Так когда-то взаимодействие мозга и руки, взаимное их "подталкивание"
вперед позволили обезьяне превратиться в человека. Очевидно, возможности
этого явления безграничны. Используя его, можно сделать человека во много
крат совершеннее и физически и интеллектуально.

Итак, исследователи-энтузиасты и видный ученый, начав с разных исходных точек
- практики и научной теории, - пришли к одному и тому же выводу: существующие
методы воспитания детей необходимо во многом пересмотреть. Очевидно, веские
аргументы, выдвинутые профессором Аршавским и супругами Никитиными в
подтверждение своих мыслей, должны быть внимательно рассмотрены специалистами
в данной области. Они заставили нас по-новому взглянуть на проблему
воспитания, они показали огромные, не вскрытые пока еще резервы в развитии
детей.

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 3 из 3 Предыдущий  1, 2, 3

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения