Приемы и методы фантазирования

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Приемы и методы фантазирования

Сообщение автор Наталья в Пт 21 Ноя - 20:21

Метод “Хорошо - плохо”.

Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмотрим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.

Например: рассмотрим такое явление природы, как дождь: идет дождь

Хорошо
растение будет лучше расти...
по лужам можно пускать кораблики...
всю пыль прибьет к земле, дома
и улицы будут чистые...

Плохо
нельзя гулять по улице...
можно промокнуть и заболеть...
вода в реке может выйти из берегов...

Найдите хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: выпал снег, велосипед, собака в доме, драка, музыка, жаркое лето.

Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, другая - о плохом, по–очереди. Та из команд, которая больше не может ничего сказать - проиграла.

_________________
Хорошо там, где я есть...

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Приемы и методы фантазирования

Сообщение автор Наталья в Пт 21 Ноя - 20:21

Метод каталога Метод был предложен в 1926 году немецким ученым О.Кунце. Метод позволяет раскрепостить воображение и дает возможность посмотреть на изучаемый объект с неожиданной точки зрения. Он стимулирует познавательный интерес и порождает новые, необычные и интересные идеи.

Суть метода заключается в следующем: Знакомясь с каким-то объектом, мы берем любой, не относящийся к этому объекту предмет и перечисляем его признаки и свойства. Затем рассматриваем каждый перечисленный признак и пытаемся понять, как он связан с изучаемым объектом.

Например, знакомимся с понятием “птица”. Берем любое слово - “лопата” и перечисляем ее признаки и свойства: лопата - металлическая, деревянная, копает, большая, маленькая и т.д.

Что означает металлическая птица? Это может быть часть памятника из чугуна, птица с оперением с металлическим отливом - голубь.

Что означает деревянная птица? Это птица - рисунок на деревянной расписной посуде, птица, у которой жесткое мясо “как деревянное”...

Какая самая большая птица? Орел, страус и т.д..

Рассмотрите с помощью метода каталога понятия: дерево, море, воздух, транспорт, игрушки.

_________________
Хорошо там, где я есть...

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Приемы и методы фантазирования

Сообщение автор Наталья в Пт 21 Ноя - 20:22

Метод “Оператор РВС”. РВС - это размер, время, стоимость. Для преодоления инерции мышления меняют эти параметры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, время от ускоряется, то замедляется, вплоть до полной остановки (Приключения Гулливера, Сказка о царе Салтане, Сказка о потерянном времени), может назначаться любая стоимость объекта (Сказки “Сливы за сор”, “Жадный раджа”).

1. Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прикасаешься палочкой к предмету и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от предмета - рост (уменьшение) прекращается.

Что получится, если ты прикоснешься этой палочкой к чайной ложке, гусенице, наперстку...

2. Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и будущее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предотвратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий.

Что бы могла сделать Красная Шапочка, имея такую машину времени?

3. а) Представь, что ты попал вместе с друзьями на необитаемый остров, там ты нашел волшебный цветок, который может предоставить вам любые три предмета (какие ты пожелаешь). Что ты попросишь?

б) Представь, что какая-то из твоих вещей (карандаш, кукла, гвозди) внезапно стала очень дорогой. Ты можешь обменять ее на множество других вещей и предметов. Что бы ты стал делать, чтобы эту вещь у тебя не украли? На что бы ты хотел ее обменять?

_________________
Хорошо там, где я есть...

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Приемы и методы фантазирования

Сообщение автор Наталья в Пт 21 Ноя - 20:22

Метод “Маленьких человечков”. Этот метод разработан школьниками Норильска. С его помощью можно моделировать физическое состояние вещества - твердое, жидкое, газообразное, взаимодействия между предметами. Ребенок понимает, что окружающий мир состоит из частичек, из этих частичек состоят и твердые предметы, и вода, и воздух. Каждую такую частичку можно представить себе в виде маленького человечка. Если человечек крепко стоит на ногах и держится поднятыми руками за стоящих рядом других маленьких человечков - вещество твердое. Чтобы разорвать сцепление маленьких человечков - нужно потрудиться. Чем крепче вещество - тем плотнее стоят маленькие человечки друг к другу и тем крепче они держатся друг за друга.

Если человечки опустят руки вниз и перестанут держаться друг за друга - вещество становится жидким. Части вещества легко отделяются друг от друга, но все еще находятся рядом. Плотную жидкость можно сравнить с плотно стоящей толпой людей, например, в автобусе, которые не держатся друг за друга и потому колеблются в такт движения автобуса. Менее плотную жидкость можно сравнить c редко стоящими людьми.

Если человечки начинают активно двигаться - разбегаться - вещество становится газообразным.

Пример превращения одного состояния вещества в другое можно показать на примере превращения воды в лед или пар.

Задания:

1. Попробуй смоделировать с помощью метода маленьких человечков воду и сметану. Чем будут отличаться модели этих веществ?

2. Изобрази с помощью маленьких человечков лепесток розы, дерево, аквариум, снежинку, мокрый песок.

3. Что сначала может быть жидким, потом твердым? Перечисли как можно больше веществ. Например: вода - лед, блины, канцелярский клей, холодец...

4. Что сначала может быть твердым, а потом жидким? Манная крупа, лед - вода, металл...

5. Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из твердого в жидкое и наоборот? Перечисли возможные способы превращений.

6. Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из жидкого в газообразное и наоборот?

_________________
Хорошо там, где я есть...

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Приемы и методы фантазирования

Сообщение автор Наталья в Пт 21 Ноя - 20:22

Игра “Наоборот”. Эта игра позволяет лучше осмыслить действия с предметами и помогает найти неожиданные решения проблем. Например: карандаш используют для рисования. Что такое антикарандаш? Это может быть предмет, который уничтожает нарисованное, мешает рисовать там, где этого делать нельзя. Теперь перечислим предметы, которые могут выполнять эти функции: стирательная резинка; специальная бумага, с которой через некоторое время исчезает нарисованное; специальные чернила, которые не видны в обычных условиях; датчик, определяющий качество поверхности, пригодной для рисования, и т.д. Таким образом, можно наметить пути усовершенствования вещей и предметов, подойти к изобретению нового.

_________________
Хорошо там, где я есть...

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Приемы и методы фантазирования

Сообщение автор Наталья в Пт 21 Ноя - 20:23

Метод аналогий. Метод аналогий, или “синектика” разработан У.Гордоном в 50-х годах нашего века. В числе рабочих механизмов творчества автором предложены четыре типа аналогий: прямая, личная (эмпатия), символичества и фантастическая. В основе любой аналогии лежит сравнение и нахождение сходства двух объектов или явлений. Такое сравнение позволяет получить неожиданные ассоциации, взглянуть на ситуацию с новой стороны, охарактеризовать суть задачи в краткой, парадоксальной форме.

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними:

Например: на что может быть похоже платье - на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы ...

На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.

На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.

На доспехи рыцаря платье похоже в том случае, если оно закрывает большую часть тела и т.д.

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта. В этом случае, человек должен взглянуть на ситуацию “глазами изучаемого объекта”. Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?...

Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Символическая аналогия используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризующего сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из этих метафор устоялись в языке и стали привычными:

Например: небоскреб - очень высокий дом,

колотун - сильный мороз,

забегаловка - столовая.

С помощью символов можно показать историю страны, профессию, какое-то действие или процесс. Например: Профессию учителя можно символически выразить горящей свечой или лампочкой.

Фантастическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация. Например: человек похож на скатерть самобранку, на бабу Ягу, на Василису Прекрасную; квартира словно пещера Али-Бабы и т.п.

Задания:

1. На что похожи: паровоз, прическа, снежинка, озеро, поле? Объясните, почему?

2. Подберите сравнения:

Свежий хлеб, как ...
Черствый хлеб, как ...
Вода в реке, словно ...
Холодный ветер, словно ...
Теплый ветерок, словно ...
Объясни предложенные сравнения.

3. Что может означать выражение:

золотые руки -
золотая голова -
золотой человек -
рыльце в пуху -
белая ворона -
буря в стакане воды -

4. Какие предметы могут быть символами профессий: садовод, водолаз, летчик, столяр, журналист.

_________________
Хорошо там, где я есть...

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Приемы и методы фантазирования

Сообщение автор Наталья в Пт 21 Ноя - 20:24

В современной психологии задачи, которым посвящена данная тема, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции.

_________________
Хорошо там, где я есть...

Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Приемы и методы фантазирования

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения