Артикуляционная гимнастика

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Лилия в Вт 18 Ноя - 10:28

тематическая подборка упражнений, развивающих артикуляцию в целом.
каждая тема состоит из следующих разделов:
1. Развитие мелкой моторики
2. Мимические упражнения
3. Упражнения для мышц шеи
4.Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
5. Упражнения для щек и губ
6. Упражнения для языка
7. Развитие речевого дыхания и голоса
8. Речевая зарядка
9. Психогимнастика. Пластические этюды (имитация действий)


Последний раз редактировалось: Солнышко мале (Вт 18 Ноя - 10:33), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Лилия
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 130
Возраст : 35
Географическое положение : россия, пермь
Настроение : отличное
Дата регистрации : 2008-11-18

Посмотреть профиль http://www.magazinperm.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Лилия в Вт 18 Ноя - 10:30

Тема "Посуда, пища"
1. Развитие мелкой моторики
Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотво¬рений.
К Жене гости прибежали.
Все друг другу руки жали.
— Здравствуй, Жора!
— Здравствуй, Жанна!
— Рад, Сережа!
— Рад, Снежана!
— Не хотите ль пирожок?
— Может коржика кусок? Иль рожок?
Вот драже вам на ладошку,
Все берите понемножку.
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки. Е. Карельская

Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку — с капустой,
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой. И. Лопухина

Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже Развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали. Н. Нищева

2. Мимические упражнения
Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
Чудесные превращения.
Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

3. Упражнения для мышц шеи
Посмотрите, что в кастрюле?
Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.

4.Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить мед¬ленные и быстрые движения челюстями.

5. Упражнения для щек и губ
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

6. Упражнения для языка
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.
Чья «чашечка» глубже?
Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе.
Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Острый ножик и глубокий ковшик.
Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника.
Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

7. Развитие речевого дыхания и голоса
Пьем коктейль через трубочку.
(Вдох.) Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)
Дуем на горячий чай.
Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник.
Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

8. Речевая зарядка
Проговаривание загадки и чистоговорки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела. —
Пейте чай, вода вскипела!
(Самовар)
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку
На подносе принес.

9. Психогимнастика. Пластические этюды
Имитация действий
Варим суп.
Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете? овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.
Пластический этюд
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье —
Вылеплю я сто пельменей! И. Лопухина


Последний раз редактировалось: Солнышко мале (Вт 18 Ноя - 12:04), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Лилия
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 130
Возраст : 35
Географическое положение : россия, пермь
Настроение : отличное
Дата регистрации : 2008-11-18

Посмотреть профиль http://www.magazinperm.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Лилия в Вт 18 Ноя - 10:37

Тема «Бытовая техника и инструменты»

1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты
Мясорубку мы возьмем,
Быстро мясо провернем.
Миксером набиваем дружно
Все, что и л м для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы — это чудо!
Жить без них нам было б худо. Е. Игнатьева

2. Мимические упражнения
Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы радуетесь покупке компьютера или видеоприставки, огорчились из-за неисправности телевизора.
Изобразить яблоко и апельсин в соковыжималке, кофе в кофемолке.

3. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Включенный миксер.
Круговые движения нижней челюстью.
(Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)
Крутим ручку мясорубки.
Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы ».

4. Упражнения для щек и губ
Гибкий шланг пылесоса.
Опустить уголки рта. Возвратить в исходную позицию. Поднять уголки рта вверх.
Работающий пылесос.
Вращать губы «хоботком» вверх, влево, вниз, вправо.
Фотограф смотрит в объектив.
Поднимать левую и правую щеки по очереди, одновременно прищуривая глаз.

5. Упражнения для языка
Гладим белье.
Широким передним краем языка облизать верх¬нюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Производить движения кончиком языка по твердому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.
Язычок- массажер.
Производить круговые движения языком меж¬ду зубами и губами сначала в правую, а затем в левую сторону.

6. Развитие речевого дыхания и голоса
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».
Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».

7. Речевая зарядка
Произносить чистоговорку от лица персонажей сказки
«Теремок»: Мышки (тоненьким голоском), Медведя (низким голосом) и др.
Фон-фон-фон, зазвонил наш телефон. Чтение стихотворения по ролям.
— Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос?
— Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу! А. Масленникова

8. Психогимнастика. Пластические этюды
Образные перевоплощения
Передать движением, мимикой или иным способом функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами и пустой холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.
Действия с воображаемыми предметами
Представить и изобразить: вы чистите ковер пылесосом, взбиваете' яичные белки для торта миксером, ходите; но комнате в наушниках и слушаете приятную музыку.
avatar
Лилия
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 130
Возраст : 35
Географическое положение : россия, пермь
Настроение : отличное
Дата регистрации : 2008-11-18

Посмотреть профиль http://www.magazinperm.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Лилия в Вт 28 Июл - 10:08

Тема «Одежда»
1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.
В понедельник я кроила,
А во вторник — платье шила
В среду — фартук вышивала,
А в четверг — белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.

Ляпы-тяпы
По дороге в Тяпы-Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Тяпы-Ляпы — это дача.
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть, картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули.
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать:
Тяп-тяп-тяп! В. Кудрявцева

Три Катюшки
В деревушке
Три Катюшки
Взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дедушке жилет.
А девчонкам и мальчишкам —
Всем Андрюшкам и Наташкам —
Сшили яркие штанишки,
Сшили пестрые рубашки. А. Строило

2. Мимические упражнения
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.

3. Упражнения для мышц шеи
Испачкали платье и рассердили маму.
Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, про¬износя: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Стучит швейная машинка.
Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

5. Упражнения для губ
Застегивание и расстегивание молнии.
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговки.
Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

6. Упражнения для языка
Иголочка.
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
Воротник с широкими и острыми краями.
Чередовать положе¬ния «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
Белье на ветру.
Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках.
Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к корен¬ным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной ма¬шинке).
Строчка.
Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верх¬ней губы, начиная с уголка рта.

7.Развитие дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции
Шитье одежды.
Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик.
Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

8.Речевая зарядка. Развитие интонационной выразительности речи
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! Маша варежку сняла
— Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь.
— Здравствуй, пальчик, Как живешь? Н. Саконская

9. Психогимнастика
Оживление предметов
Представить себя поной шубой; потерянной варежкой; и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сло¬женной.
Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка мышонок. Каковы будут ваши действия?
avatar
Лилия
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 130
Возраст : 35
Географическое положение : россия, пермь
Настроение : отличное
Дата регистрации : 2008-11-18

Посмотреть профиль http://www.magazinperm.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Лилия в Пн 31 Янв - 10:33

Тема «Зима»

1. Развитие мелкой моторики
Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева

2. Мимические упражнения
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

3. Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу.
Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной.
Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

4. Упражнения для языка
Сосулька.

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки.
Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска.
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

5. Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга.

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

6. Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

7. Психогимнастика. Пластические этюды

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.

Показать: разные звери встречают Новый год.

Пластические этюды

Зимние забавы.

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птен­цов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
avatar
Лилия
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 130
Возраст : 35
Географическое положение : россия, пермь
Настроение : отличное
Дата регистрации : 2008-11-18

Посмотреть профиль http://www.magazinperm.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Лилия в Сб 11 Июн - 18:20

Тема «Человек»

1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается.

— Братец, принеси дрова!
— Заболела голова!
— Средний, ты наколешь дров?
— Я сегодня не здоров!
— Ну, а ты натопишь печку?
— Ох, болит мое сердечко!
— Ты, меньшой, свари обед!
— У меня силенок нет!
— Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!
- Голодать готовы?
— Мы уже здоровы! И. Лопухина

Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле.

О. Дриз

* * *
Ну-ка, братцы,
За работу!
Покажи свою охоту!
Тебе, большой, дрова рубить.
Тебе, указательный, печку топить.
Среднему — воду носить.
Безымянному — кашу варить.
Ты, мизинчик-малышок,
Вымой глиняный горшок.

2. Мимические упражнения

1 Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен —недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчаст­лив; озабочен; спокоен — рассержен.

Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны.

Показать, как вы рассердились на щенка, кото­рый стащил папины тапочки. Простили его — у вас доброе выражение лица.

Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.

Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.

Закрывать по очереди глаза:

«Спи, глазок, спи, другой.
Засыпай, правый глаз.
Засыпай, левый глаз.
Просыпайтесь сразу, оба глаза!»

3. Упражнения для мышц шеи

Огорченная мама.

«Может, в доме был потоп? Может, к нам приходил бегемот?» Прижать ладони к ушам и наклонять голову в разные стороны, преодолевая сопротивление рук и произнося «Ай-ай-ай!»

4, Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Жуем ириски. Жевательная резинка.

Имитация жевания.


5. Упражнения для щек и губ

Малыш сосет соску.

Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем воз­вратить в нормальное положение.

6. Упражнения для языка

Толстячки — худышки.
Попеременно надувать и втягивать щеки.

Надуваем шар или мыльный пузырь.
Вытягивать губы узкой воронкой.

Веселый, Буратино.
Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.

Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.

Пробуем вкусное варенье.
Кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка ) облизать губы, делая движение по кругу.

Чистим зубы.
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.

Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.

Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит а дне ротовой полости.

7. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции

Плач ребенка.
Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, за­тем в одной тональности).

Мама качает малыша.
Произносить: «А-а-а-а-а».

Эхо.
Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)

Малыш учится говорить.
Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»

8. Речевая зарядка

Нос, умойся!
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза! Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся! Э. Мошковская



9. Психогимнастика. Пластические этюды

Осторожные дети.
Показать, какими осторожными вы бываете в лесу, боясь напугать лесных обитателей.

Вдруг услышали медвежьи шаги, испугались. Оказалось — это зайчик пробежал. Показать: вы смелые, бесстрашные, никого не боитесь.

Вы долго ходили по лесу, устали, замучились, проголодались. Поели земляники — стали бодры­ми, радостными.

Образные перевоплощения
Изобразить человека, который несет тяжелый груз.

Показать: великан ходит среди лилипутов, лилипут среди великанов.

Изобразить охоту первобытных людей на мамонта.
avatar
Лилия
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 130
Возраст : 35
Географическое положение : россия, пермь
Настроение : отличное
Дата регистрации : 2008-11-18

Посмотреть профиль http://www.magazinperm.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Лилия в Сб 11 Июн - 18:35

Тема «Фрукты»

1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть —
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать. И. Лопухина

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания
Вдох носом — повернуть голову влево.

Увидели очень большое яблоко.

Выдох ртом с произношением звука о-о-о.

Повернуть голову направо.

Какая огромная груша!

Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5. Упражнения для губ и щек
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть об; щеки.

Спрячем сливу за щеку.

Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка.

Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан.

Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

6. Упражнения для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад.

«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые — вот такие.

Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок.

Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

Качели.

В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Чашечка.

Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сли­вовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

7. Развитие речевого дыхания и голоса
Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы).

Вдох через нос, выдох ртом.

Сбор урожая.

Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция — стоять прямо. Поднять руки — вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

Маша и Даша в саду.

Пришли девочки в сад, уви­дели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ап!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов.

Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: « Бам-бом-бум!»

8. Психогимнастика. Пластические этюды
Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т. д.

Уборка урожая.

Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.

Образные перевоплощения

Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!»

Представить себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»
avatar
Лилия
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 130
Возраст : 35
Географическое положение : россия, пермь
Настроение : отличное
Дата регистрации : 2008-11-18

Посмотреть профиль http://www.magazinperm.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Лилия в Пн 13 Июн - 18:56

Тема «Транспорт»

1. Развитие мелкой моторики
По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики.

Мы с первым пальцем-малышком
В трамвайный парк пойдем пешком.
С другим — поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
Стретьим — сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.

Правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец оттопырены — это крылья.

Самолет

Летит самолет высоко-высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
Летчик за кругом делает круг...
Ему самолет и товарищ, и друг!
На взлетную полосу сел самолет,
Вперед побежал — и закончен полет.
Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.

Перевод с немецкого О. Асписовой

2. Мимические упражнения
Представить: вы едете в переполненном автобусе. Выразить свое состояние: вам неприятно, тяжело. Показать: вы чувствуете нелов­кость и вину, так как нечаянно толкнули пассажира.

Изобразить внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и сосредоточенного пилота воздушного судна.

3. Упражнения для мышц шеи
Игровое упражнение. Шофер делает гимнастику для шеи.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро.

Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.

5. Упражнения для щек и губ
Пыхтит паровоз.

Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Лодочка качается на волнах.

Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

Шторм на море.

Поставить три пальца к уголкам губ. Припод­нимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Гребем веслом.

Перемещать язык из одного угла рта в другой.

6. Упражнения для языка
Лодочка.

Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Гудит пароход.

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

Вагон на рельсах.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кон­чик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Самосвал высыпает груз.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

7. Развитие речевого дыхания и голоса
Прокололась шина у машины.

Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос.

Произнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой.

Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Гудит поезд.

Произнесение слога ту на од­ном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина.

Произнесение сло­га на одном выдохе: «Би-би-би-би».

8. Речевая зарядка
Чтение загадки от лица грустного, веселого и озабоченного пас­сажиров.

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе,
а он Держит их руками.

(Троллейбус)

Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворе­ния.

На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у! И. Токмакова


Имитация езды на самокате.

Самокат, самокат,
Самокату очень рад.
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу.

9. Психогимнастика. Пластические этюды
Обыгрывание ситуации

Рыбаки.

Изобразить действия моряков. Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку и гребут к берегу.

Имитация езды на велосипеде и мотоцикле.

Представить и показать: вы едете на велосипеде или мотоцикле.

Угадайте, что я делаю.

Один ребенок показывает какое-либо действие, например: заливает в бак бензин, прикручивает колесо, заводит машину, крутит руль и т. д. Другие угадывают,что он делает, а затем повторяют его действия.

Образные перевоплощения

Изобразить автобус, переполненный людьми; корабль, попавший в шторм; сломанную машину; летящий самолет.
avatar
Лилия
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 130
Возраст : 35
Географическое положение : россия, пермь
Настроение : отличное
Дата регистрации : 2008-11-18

Посмотреть профиль http://www.magazinperm.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Артикуляционная гимнастика

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения