Развитие речи детей на втором году жизни

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Развитие речи детей на втором году жизни

Сообщение автор Наталья в Вт 28 Июл - 13:50

Развитие речи детей на втором году жизни

Дорогие мамы и папы! Обратите внимание на своевременное развитие речи ребенка — это одна из важнейших задач его психического и личностного развития.
Необходимо создать условия для максимального развития речи именно в первые три года жизни. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни на этом раннем этапе. Психологами и лингвистами давно доказано, что именно в первые три года темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года – 1000-1500! Могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.

В развитии речи ребенка наступает период, который условно можно назвать: «Меня понимает только мама». Ребенок всё большe и больше говорит, но говорит по-своему, пользуясь только ему свойственной речью. Вот примеры: «га-га», «ти-ти», «фу», «ту-ту», «я-я», «дей-ка», «тё», «ав-ав»... Кто может понять эти слова-звуки малыша? Конечно, только мама да самые близкие люди. Оказывается, «фу» - это еж, «я-я» - яблоко, «тё» - что, «дей-ка» - дверь, «фа-фа» - хлеб, «ка» - машина, «умба» - качели. Милая детская речь! Конечно, все родители радуются, слушая первые слова своей крохи. И понятно, что хорошо развитая речь ребенка — это гарантия его общего психического развития; гарантия его нормального обшения со сверстниками и взрослыми, являющегося в свою очередь, условием его эмоционального благополучия; наконец, гарантия безболезненного перехода к новому этапу жизни - учебе в школе.

Ребенку предстоит за несколько лет овладеть всеми формами родного языка, научиться произносить все его звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматически» строй речи, научиться правильно объединять слова в предложения.
Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное - появляется самостоятельная речь.
Как много надо сделать родителям, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить. Для этого необходимо знать особенности, задачи и средства развития речи детей. Каковы же основные особенности и направления в развитии речи на втором году жизни? На первом этапе (примерно до полутора лет) главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, как малыш уже запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Заметим: если дети своевременно не овладеют пониманием речи, то может наблюдаться отставание не только в развитии их самостоятельной речи, но и в психическом развитии в целом.
Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, однако она может оказаться непрочной. Например, малыш хорошо знает предмет (куклу, мишку), но, если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда мы просим принести его. Надо учесть и как можно чаше показывать данный предмет среди других и давать точное его название.
Ошибку ребенок может допустить и потому, что у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны (миска — мишка). К концу второю года жизни слуховое и зрительное восприятие совершенствуется, и ребенок уже вряд ли перепутает предметы, сходные по внешнему виду или имеющие похожие названия.
О понимании ребенком вашей речи говорит его так называемая двигательная реакция.
К примеру, вы просите малыша: «Покажи, где петушок. Дай мне петушка». Ребенок смотрит на петушка, а подает, например, мишку. Что это значит? Ребенок не понял вас? Нет, он понял все правильно, но у него недостаточно сформирован «двигательный ответ».
Не пугайтесь - к концу второго года жизни комплексные ответы (слово в сочетании с жестом или действием) у малыша приобретают большую четкость. Для того чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с предметом — не просто рассматривать, а, если можно, держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета (большой мячик, круглый мячик). Чем чаще вы будете этим заниматься с ребенком, тем быстрее он начнет понимать ваши слова и раньше заговорит.
Используйте активнее разные режимные моменты: кормление, одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать, причем ненавязчиво для малыша.

Например: «Сейчас наденем на головку шапочку, красивую шапочку. Где головка у Сашеньки? Покажи.А где шапочка? Дай мне шапочку, неденем шапочку…» Если ребёнок делает это – значит. Он ничинает понимать вас, а может, даже произносит какие-то звыки: «на», «те» и т. д. «Сейчас будем кушать суп, суп вкусный. Саша любит суп? Скажи: «Да». Где ложка у нас? Покажи ложку, возьми ее, скажи: «Дай, дай...» Так же называем другие блюда, предлагаем ребенку сказать «спасибо» (хотя бы покачать головой).

Подчеркиваем, что в разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака, автобус и т. д. Разговаривать с малышом рекомендуем в любой удобный момент. На кухне мама готовит обед, ребенок рядом. Это прекрасный момент поговорить: «Мама будет готовить суп, вкусный суп. Наш мальчик (девочка) любит суп? Скажи: «Да, да». Смотри, что делает мама: картошку режет — «чик-чик». Покажи ручкой, как мама режет картошку. Молодец, помощник мой хороший». Можно использовать моменты уборки квартиры, стирки. Сколько новых слов малыш услышит, «увидит» их значение, а это основа для будущей активной речи. Любой момент неожиданности вызывает у ребенка повышенный интерес. Пробежала кошка, проехала машина.
Очень многое для развития речи и обогащения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом. Гуляя с малышом, поговорите с ним, покажите, назовите то, что видит ребенок. «Посмотри, собачка бежит. Покажи собачку». Такие наблюдения и разговоры направлены на развитие у ребенка понимания слов-названий и слов-действий. Чуть позже он будет использовать эти слова в своей самостоятельной речи. Подобные наблюдения следуем проводить как можно чаше, но важно не переусердствовать при этом. Постоянные вопросы, разговор могут утомить ребенка, все будет зависеть от его самочувствия, желания в данный момент общаться.

_________________
Хорошо там, где я есть...
avatar
Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Развитие речи детей на втором году жизни

Сообщение автор Наталья в Вт 28 Июл - 13:52

Что еще следует знать родителям?
На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения - мысленного выделения общего в предметах и явлениях действительности и основанного на этом мысленного объединения предметов, т. е. ребенок начинает не только соотносить слово с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме (на вопрос: «Где стол?» - малыш может показать и большой обеденный, и письменный стол). Дети могут узнавать увиденные ранее предметы на картинках, в книжках. Конечно, овладевая обобщением, на первых порах они делают немало ошибок: не могут выделить существенные признаки предметов, ориентируются в основном на несущественные, случайные - цвет, детали, форму и т. п. Так, упрощенным словом «пу» ребенок может назвать не только пуговицу, но и отверстие в туфле, родинку и еще что-либо похожее. На вопросы: «Где уточка? А еще где уточка?» - показывает не двух уток разного цвета, а красную утку и красный чайник, похожие по цвету и форме. Постепенно ребенок научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь.
Показывая малышу игрушки или какие-нибудь другие предметы, точно называйте их, характеризуйте их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз. («Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собака большая, черная. Собачки бегают или спят. Это большой, пушистый белый мишка, он рычит, а этот мишка маленький, желтый».)
Очень хорошо, когда у ребёнка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть малыш чаще с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а вы в это время назовите правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть.
Итак, одно из направлений формирования речи у детей данного возраста — развитие понимания речи взрослых. При этом совершенствуется важнейшая функция — функция обозначения, зачатки которой мы отмечали еще на первом году жизни.

К 1 году 6 месяцам ребенок может:
• выделять и обозначать (что говорит о понимании речи) себя, других людей, различные предметы, т. е. знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, средств передвижения, животных;
• выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза,
уши, рот), а также животных (игрушек). Если и не называет, то всё показывает;
• понимать слова, обозначающие действия, совершаемые в быту (ложись
спать, садись, будем одеваться, пойдём гулять и т. д.), а также действия с игрушками и другими предметами (сними, одень, открой, закрой и т.д.);
• понимать элементарный сюжет (когда ему рассказывают и показывают
сказку, используя игрушечных животных).

Как видите, достижения ребенка довольно высоки. Но мы хотим предупредить родителей о том, что возраст от 10 месяцев до полутора лет является критическим периодом в развитии детской речи. Расширение сферы жизнедеятельности ребенка создает возможность стрессовых ситуаций. Помните, что любой, даже самый, казалось бы, незначительный, стресс (например, малыш испугался лающей собаки) может стать причиной некоторой задержки развития детской речи. Поэтому надо делать все возможное, чтобы исключить из жизни ребенка стрессовые ситуации.
Знание особенностей понимания речи детьми помогает решать следующую очень важную задачу на втором году жизни — развитие самостоятельной речи. Если своевременно (ни первом году) развивать у детей лепет и подражание, то на втором году эта деятельность становится очень интенсивной. Звуковая игра, в которую включаются также и слова, начинает заполнять все время бодрствования ребенка. В фонетическом отношении слова, конечно, еще несовершенны: ребенок может пропускать звуки (тряпка - тяпка, игрушка - игушка, Чебурашка - бубашка), заменять один звук другим (конфета - кикета, колени - акенки, апельсины - асинки и т. д.). Мало того, овладевая произношением слова, малыш, особенно до 1 года 6 месяцев, может долгое время произносить его по-разному, то более, то менее совершенно. Например, к полутора годам один ребенок вместо «яблоко» произносил то «я-я», то «ябку», то «ябо-ко» и только к двум годам стал это слово произносить правильно. Подобные особенности произношения на втором году жизни считаются физиологическими, поскольку в основе их лежит несовершенство речевого аппарата и слуха.
При всем несовершенстве своей речи маленький ребенок ухитряется использовать ее для выражения своих желаний, для достижения своих целей. Как это ему удается? Во-первых, одно и то же слово ребенок употребляет для обозначения самых разнородных вещей, имеющих в развитой речи различные названия, как бы обобщает их (например, словом «киска», «киса» может называть и кошку, и пушистую шапку; «ди-ди» - звенящую игрушку и ложку и т. п.). Во-вторых, на помощь слову малыш привлекает мимику, жесты, гримасы, крики. Подкрепленное таким образом слово в состоянии теперь выразить его просьбу, требование, мысль. Одно слово заменяет целое предложение или даже несколько предложений. Так, например, слово «ти-ти» может означать: «Дай часы», «Вот часы», «Часы идут»; слово «моко» - «Дай молока», «Я пью молоко» и т. д. Ребенка пока могут понять только взрослые люди, причем самые близкие. Период, когда вследствие крайней ограниченности словаря одно слово заменяет целое предложение, длится несколько месяцев. И это нормальное явление.
Здесь очень существенны индивидуальные различия. Некоторые малыши уже в полтора года очень активны в речевых проявлениях, а некоторые и к двум годам мало говорят. Исследование таких детей показало, что если у них нормальный слух и есть понимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых центров активная речь появляется к полутора-двум годам, но может появиться и в более поздние сроки.

К концу второго года жизни ребенок:
• совершенствуется в понимании речи. От 1 года 6 месяцев до 2 лет он уже
может различать возраст и пол окружающих людей ( девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.);
• знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой – маленький), цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный), знает назначение предметов («Из чашки пьют чай»);
• начинает понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги». Это
очень важно для регуляции повеления ребенка;
• понимает и может выполнять несложные поручения из двух - тpёx действий
(«Сядь на стульчик и посмотри книжечку»);
• может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

В этот период быстро начинает формироваться самостоятельная речь ребенка. Малыш в общении со взрослыми в основном употребляет слова, подкрепляя их жестами и мимикой. Он усиленно подражает старшим: легкие слова произносит полностью, в трудных словах - отдельные слоги (чебурашка - бубашка, стул - тул и т. п.). Как же быть родителям в таких случаях? Что делать? Прежде всего помнить: как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Надо не подстраиваться под детскую речь, а напротив, чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению (скажи, повтори). Конечно, при этом необходим педагогический и родительский такт. Известный знаток детской речи К. И. Чуковский не раз писал, что, если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять малышей в свободном выражении их чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый вред. Топорные методы здесь не годятся, излишняя ретивость окажется только вредна, и хорошие результаты могут быть достигнуты лишь теми родителями, которые будут действовать исподволь, в меру, не слишком навязчиво, почти незаметно.
Речевое развитие детей, конечно, не сводится только к формированию правильного произношения и обогащению словаря. С течением времени речь ребенка становится все более связной, т.е. начинается овладение грамматическим строем предложения. В его речи появляются двусловные предложения, а к концу второго года - предложения из трех-четырех слов, вопросительные и восклицательные. Хотя слов-вопросов в детской речи еще нет (или они очень редки), вопрос выражается интонацией. В конце второго года жизни дети начинают изменять слова в числе, роде и падеже. «Мама, дай обуську (подушку)». «Дед Амоз кикетю (конфету) принес».
Более высокий уровень понимания речи взрослых и овладения самостоятельной речью даст детям возможность делать элементарные обобщения. Они могут обозначать одним словом предметы с одинаковыми признаками или назначением (игрушки, посуда).

_________________
Хорошо там, где я есть...
avatar
Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Развитие речи детей на втором году жизни

Сообщение автор Наталья в Вт 28 Июл - 13:54

К двум годам ребенок много говорит и может обращаться по собственной инициативе к взрослым по самым разнообразным поводам: чтобы сообщить о своей деятельности; при желании отдать или передать предмет; чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему; чтобы сообщить о своем состоянии, о случившемся с ним.
Такие инициативные словесные обращения ребенка к взрослому крайне важны в становлении его активной речи, и их надо поощрять. При этом следите, чтобы облегченные слова в речи ребенка сменялись обычными, приучайте его выражать желания и просьбы словами и короткими фразами. Нужно развивать у малыша потребность в речевом общении, чаще побуждать его к высказываниям: «Скажи то-то», «Что это?», «Кто это?». Часто можно услышать от расстроенных родителей: «Мой (моя) все понимает, но не говорит». Не огорчайтесь, это бывает у многих нормально развивающихся в физическом и нервно-психическом отношении детей, особенно на втором году жизни.
Однако последите за собой - не вдаетесь ли вы в крайность: ловите каждое желание малыша и по его малейшему требованию, жесту тут же исполняете. В такой ситуации ребенок может долго не заговорить, ведь его и без слов понимают. Разумнее побуждать малыша выразить свое желание словами и только после этого выполнять его. Можно даже сделать вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Такое поведение обострит потребность в речевом общении. Но затем желание ребенка обязательно надо выполнить, иначе он может замкнуться, тем более, если такое невнимание взрослого повторится не один раз.
Кроме того, помните, что все занятия с ребенком, где действует кисть его руки и пальцы (рисование, игры с кубиками, с различными мелкими игрушками и т. п.), способствуют, как доказали ученые, развитию речевых центров мозга. Эффективны также специальные упражнения и массаж кисти и пальцев руки.
Для развития речи очень важно проводить специальные игры и упражнения. Рекомендуем ряд игр, в которые может поиграть с ребенком в семье любой взрослый.«Показ игрушек» (животные, куклы, машинки и др.). Цель: вызвать у ребенка потребность в обращении («Дай Катю», «Дай собачку (ав-ав)», «Дай машину (дуду)»), а также развивать его активным словарь. Количество предметов увеличивается постепенно (от одного до 4-5, в зависимости от возраста ребенка). Игрушки расставляют в разных местах комнаты, но так, чтобы ребёнок мог достать их и принести вам. В зависимости от уровня развития речи вашего малыша задание может быть разное: просто найти игрушку по вашему предложению; принести и обязательно назвать («Что это? Что ты принес?»); сказать, какая игрушка (большая, маленькая, красивая); попросить отнести на место, спросить, что он отнес. Или еще вариант: вы берете все игрушки и предлагаете ребенку попросить себе любую из них, побуждаете к обращению («Скажи: «Дай Ля-лю», «Дай зайку»), отдаёте игрушку и говорите: «Возьми Лялю», «Возьми зайку». Следите, чтобы малыш произносил не только упрощенное слово-название, но и полное, особенно после полутора лет. Игру можно проводить в разных вариантах (прятать игрушки, показывать, снова прятать и все время стимулировать речь ребёнка вопросами: «Кто это?», «Кто убежал?», «Куда спрятался зайка? Давай поищем вместе»).

_________________
Хорошо там, где я есть...
avatar
Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Развитие речи детей на втором году жизни

Сообщение автор Наталья в Вт 28 Июл - 13:54

«Волшебный мешочек». В этой игре при той же цели больше внимания уделяется звукоподражанию. Для этого в мешочек (яркую, красивую сумочку, пакетик) кладете игрушки - животных (кошку «мяу-мяу», собаку «ав-ав», гуся «га-га», уточку «кря-кря» и др.). Можно заинтриговать ребенка - спрятать мешочек, внезапно найти, «с трудом» открывать: «Что же здесь в мешочке? Что принесла тетя (дядя или мишка)?» Можно придумать многое, что заинтересует ребенка. Вы лучше знаете своего малыша. Постарайтесь как можно больше активизировать его речь: «Скажи, как кричит киска (лает собачка). Повтори, давай вместе скажем» (несколько раз повторить). Но и здесь должка быть мера - если ребенок не хочет, не принуждайте, повторите игру в следующий раз, когда он будет больше к этому расположен.


Варианты игры могут быть разные. Один из них: убираете всех животных в мешочек и предлагаете малышу попросить любую игрушку: «Скажи: «Дай Петю - ку-ка-реку», «Дай утю - кря-кря» и т. д. По такому же типу проводится игра «Кто в домике живет?», когда игрушки не в мешочке, а в домике (можно домик построить из кубиков, стульев). Вы имитируете голосом звуки животных и спрашиваете: «Кто так кричит? Возьми кису, покажи, как она мяукает» и т. д. Во все игры вам, конечно, придется активно включаться, стараться вызвать речевые реакции ребенка, чаще вместе с ним произносить слова и повторять их не один раз.

Игры с куклой. Их может быть несколько: «Укладывание куклы спать», «Кормление куклы», «Пойдем с куклой Катей гулять». Их цель: научить простейшим действиям с куклой - заворачивать ее, баюкать, кормить, одевать, произносить слова: «Ляля», «спи», «бай-бай», «на», «каша», «здравствуй», «кушай», «пойдем гулять» и др. Конечно, в один день проводится одна какая-то игра. Например, ваши действия и слова в игре «Укладывание куклы спать». Вы садитесь с ребенком за стол, ставите кукольную кроватку с постельными принадлежностями, показываете и называете каждый предмет: «Смотри, Сашенька, это кроватка, вот подушка, одеяло, простынка, а это стул». Показываете куклу: «Ляля хочет спать. Иди, Лили, спать в кроватку. Я сейчас раздену Лялю». Снимаете с куклы одежду, кладете ее на стульчик, укладываете куклу, покрываете одеялом, баюкаете, приговариваете вместе с ребенком: «Баю-бай, спи, Ляля, спи. Предложите поместить рядом еще игрушки (куколку или зайчика) и обязательно побаюкайте их: «Скажи: «Баю-бай, Ляля, спи, спи». Эта игра не только вызывает речевую активность ребенка, но и упражняет его в умении самому последовательно раздеваться, укладываться спать.

_________________
Хорошо там, где я есть...
avatar
Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Развитие речи детей на втором году жизни

Сообщение автор Наталья в Вт 28 Июл - 13:55

Рассматривание картинок. Цель этого занятия в привлечении внимания ребенка к изображению, в том, чтобы вызвать слуховое сосредоточение на словах взрослого и связать изображение со словом. Картинки могут быть разные. Сначала надо использовать изображение одного и обязательно хорошо знакомого по виду и слову объекта (кошка, собака, птичка и др.). Картинки должны быть яркие, четкие. Игра проводится так. Вы показываете картинку, спрашиваете, что нарисовано на ней, называете объект вместе с ребенком, просите повторить название (два-три раза). Потом прячете картинки по очереди, спрашиваете: «Кто убежал, кого нет?» Находите картинку, просите назвать, кто это, как он (она) кричит и т.д. Постепенно, особенно после 1 года 6 месяцев, можно предлагать для рассматривания по две картинки, а уже к 2 годам — несколько.

В таких упражнениях вы учите ребенка искать и находить название изображения, узнавать его, показывать картинку в ответ на вопрос «где то-то?», отвечать действием на слово «дай», подражать звукам животных. После полутора лет можно показывать картинки с изображением действий. И цель здесь будет другая: понимать наряду со словами -обозначениями предметов слова-обозначения действия (спит, ест) И качеств (большой, маленький, сердитый), побуждать говорить предложениями из двух-трех слов, переходить от облегченных слов к полным.
Конечно, такие занятия с ребенком проводятся регулярно, и взрослые должны быть терпеливы, эмоциональны. Помните, любая ваша отрицательная реакция (в голосе, жесте) сразу же скажется на его настроении, а значит, и результаты будут соответствующие.
Хочется также отметить, что теперь на всех взрослых в семье ложится большая ответственность: не допускать в общении с малышом вольностей, которые нередко встречаются в разговоре взрослых между собой. Ведь ребенок копирует речь взрослых, и часто вы можете услышать от него ваши излюбленные обороты речи и выражения, повторяемые с теми же интонациями.



См.: Кроха: пособие для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет/ (Г.Григорьева, Н.Кочетова, Д.Сергеева и др.). – М.: Просвещение, 2006. – С.121-128.

_________________
Хорошо там, где я есть...
avatar
Наталья
Admin
Admin

Женщина
Количество сообщений : 1002
Географическое положение : Пермь
Настроение : всегда отличное!
Дата регистрации : 2008-11-13

Посмотреть профиль http://vunderkind.2x2forum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Развитие речи детей на втором году жизни

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения